В целях создания системы первоначального летного, конструкторского и инженерно-технического обучения детей в возрасте с 12 до 18 лет в 2013 году в СибНИА открыта юношеская планерная школа имени В. М. Рыцарева, а также полностью восстановлено производство планеров первоначального обучения БРО-11МС.
За 9 лет работы школу закончили 800 воспитанников. Программа обучения рассчитана на 2 года. 144 часа отводится теоретической подготовке по дисциплинам: история авиации и планеризма, аэродинамика и динамика полета планера, конструкция планера и эксплуатация авиатехники, метеорология, навигация, авиамоделизм. 32 часа отводится на наземную подготовку, тренировку на тренажере. 150–400 часов практических занятий на аэродроме: ремонт авиационной техники, первые пробежки и подлеты на планере. Около 10–15 % выпускников поступают в летные военные и гражданские учебные заведения, около 20 % выбирают профильные авиационные высшие учреждения.
Методика обучения включает воспитательную, образовательную, патриотическую и профессионально-ориентированную работу по первоначальному летному, конструкторскому и инженерно-техническому направлениям. Курсантами школы могут стать юноши и девушки 12–15 лет. Подготовка осуществляется на учебно-тренировочном планере БРО-11МС. Обучение в школе бесплатное.
При СибНИА организован полный цикл подготовки будущих пилотов: дети с 11 лет обучаются в авиамодельной мастерской, после — в юношеской планерной школе, с 16 лет по желанию переходят на полёты в клубы ДОСААФ.
Направленность программы
Направленность программы «Развитие технического творчества подростков и привитие профессионального интереса к авиации и авиационной технике» по содержанию является научно-технической и направлена как на формирование научного мировоззрения, так и на освоение конструкторских способностей обучающихся, с наклонностями в области точных наук и технического творчества; по функциональному предназначению – предпрофессиональной; по форме организации – индивидуально - фронтальной; по времени реализации – двухгодичной. За основу при разработке программы были взяты такие требования, как: развитие творческого мышления, приобретение теоретических навыков в пилотировании летательного аппарата, безопасность эксплуатации тренажёра и профессиональная ориентация в области авиации.
Актуальность программы
Актуальность программы определяется гармоничным сочетанием основных задач по воспитанию молодежи: обучающей, воспитательной, познавательной и развивающей, учитывая высокий интерес подростков к занятиям теоретической и практической деятельностью с авиационной тематикой.
Полеты на планерах являются одним из самых привлекательных и интересных видов авиационного спорта. Кроме того, планеризм является замечательной школой, в которой приобретаются знания и навыки, необходимые человеку, желающему связать свою жизнь с авиацией. Знакомство с историей авиации способствует возрождению её традиций, поднимает престиж авиационных профессий.
Планерный спорт – коллективный. Без коллектива планер не вытащишь на поле, не запустишь, не полетишь на нем. Планеризм развивает чувство товарищества, взаимопомощи, ответственности, приучает юношей и девушек к самостоятельности, аккуратности, бдительности, бережливости, побуждает, как и другие военно-технические виды спорта, к изучению техники, приобретению специальных знаний. К тому же он закаляет характер, воспитывает волю, приучает к труду.
Педагогическая целесообразность
Данная программа педагогически целесообразна тем, что при ее реализации юношеская планерная школа становится важным и неотъемлемым компонентом, способствующим формированию высоких моральных качеств у подростков и выработке у них коллективных трудовых навыков, воспитанию патриотизма, привития профессионального интереса к авиации и авиационной технике.
Теория выстраивается в логике двух образовательных уровней, которые распределяются на два года обучения. Программа начального образовательного уровня обучения охватывает круг первоначальных знаний и умений, необходимых для несложных задач, таких как знакомство с историей авиации, общее изучение конструкции планера, понятие основ аэродинамики, свойств воздуха, умение балансировки на тренажере летательного аппарата, обращение с планером на земле, а также усвоение этики общения в результате обучения. Основная задача теоретических занятий – объяснить в простой и доступной форме принцип полета планера, конструкцию, азы пилотирования, не вникая во второстепенные детали, познакомить с историей развития авиации.
Углубленный образовательный уровень обучения направлен на расширение знаний по авиационной технике, по основам аэродинамики и методике полета. Задача теоретических занятий 2-го года обучения – расширить знания по физике полета, аэродинамике и технике пилотирования, а также обучить всем деталям технической и летной эксплуатации планера БРО-11МС.
На протяжении всего курса воспитанники получают навыки конструирования от простых авиамоделей до радиоуправляемых, RC-моделей.
Цель образовательной деятельности
Задачи образовательной деятельности
Отличительные особенности образовательной программы
Отличительной особенностью программы школы является то, что в структуру программы входят два образовательных блока: теоретическая подготовка и обучение пробежкам, подлетам и полетам на учебном планере БРО-11МС. Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно - практического опыта. На занятиях курсанты знакомятся с основами аэродинамики, конструкцией и теорией эксплуатации летательного аппарата, с запускающим устройством – лебедкой с бесконечным тросом ПЛМ 6, разбивкой старта, обращением с планером на земле, со слесарными, столярными инструментами и материалами по ремонту планера.
Прохождение каждой новой темы предполагает постоянное повторение пройденных тем, обращение к которым диктует практика или освоение нового материала. Подобные методические приемы, как «забегание вперед», «возвращение к пройденному», придают объемность «линейному», последовательному освоению материала в данной программе.