Комиссия экспертов ФГУП «СибНИА им. С. А. Чаплыгина» принимала участие в расследовании уголовного дела по факту авиакатастрофы, произошедшей в августе 2017 года на аэродроме в Новосибирской области с самолётом Вильга-35А под управлением лётчика-инструктора 1 класса Дадыкина Сергея Николаевича, буксировавшим планер Л-13 «Бланик».
Днём в простых метеорологических условиях на высоте приблизительно 4 м пилот самолёта произвёл непредусмотренную полётным заданием отцепку буксировочного фала. Практически немедленно планерист также произвёл отцепку фала и начал отворот вправо.
Вильга-35А после отцепки продолжала полёт с плавным увеличением угла тангажа и одновременным плавным созданием крена влево при максимальном режиме работы двигателя. На 30 секунде полёта самолёт достиг верхней точки траектории на высоте 20…30 м, вышел на большие по условиям срыва воздушного потока, обтекающего крыло, углы атаки, свалился на левое крыло и перешёл в пикирование.
На 37 с. полёта самолёт с большим правым креном столкнулся с земной поверхностью. При ударе самолёта о земную поверхность лётчика выбросило из кабины через остекление правой двери. Лётчик погиб. В центральной части фюзеляжа произошло воспламенение топлива.
Самолёт получил значительные повреждения и восстановлению не подлежит. На земле жертв и разрушений нет, окружающая среда не пострадала. Планер Л-13 «Бланик» благополучно совершил посадку.
Комиссия экспертов СибНИА выявила грубые нарушения в организации полётов НАСК. Проанализировав имеющуюся информацию, комиссия экспертов отвергла версии, связанные с работой силовой установки, работавшей в штатном режиме до самого столкновения с землёй, с ошибками пилота планера, с физическим состоянием и работоспособностью пилота самолёта, с откатом назад кресла лётчика на взлёте, летавшего из-за своего роста и комплекции на предпоследнем положении фиксатора.
Дальнейшее расследование показало, что прямая и непосредственная причина авиационной катастрофы – отказ авиационной техники, проявившийся в «заклинивании» системы управления самолётом по каналу тангажа при переводе руля высоты из положения «на кабрирование» в нейтральное положение либо в положение «на пикирование».
В ходе экспертизы в СибНИА был проведён динамический эксперимент с целью демонстрации принципиальной возможности самопроизвольного выкручивания со свободным вращательно-поступательным перемещением откалиброванного по весу (длине) весового балансира – шпильки, ввёрнутой в продольное резьбовое гнёздо – отверстие в фиксированном предкрылке – динамическом балансире (противофлаттерном грузе) на левом роговом аэродинамическом компенсаторе под воздействием динамических – переменных по амплитуде и частоте механических вибрационных нагрузок от собственных колебаний руля высоты, работающего двигателя, вращающегося воздушного винта, потоков обтекания и спутных струй, попадающих на руль высоты, тряски при наземных режимах движения в процессе эксплуатации вследствие нарушения штатной контровки кернением торцевой поверхности шпильки по периметру резьбового сопряжения с внутренней цилиндрической поверхностью гнезда в предкрылке-компенсаторе.
Эксперимент показал, что контровка шпильки (методом накернивания) оказалась неэффективной. В процессе эксплуатации самолёта Вильга-35А тканевая заглушка, её пропитка, клеевая прослойка в условиях окружающей среды (дожди и перепады температур) состарились, от регулярных механических воздействий (установка струбцины руля высоты) износилась и под воздействием мощного скоростного напора воздуха при выполнении полётов, а также ветровых нагрузок при стоянке отклеилась. Шпилька весовой компенсации, под действием механических вибрационных нагрузок выкрутилась из установочного отверстия и вступила в соприкосновение с нервюрой стабилизатора, нарушив её защитное лакокрасочное покрытие и оставив многочисленные радиальные царапины.
Во время взлёта самолёта шпилька весовой компенсации под действием вибрации продолжила выкручиваться, вышла из установочного отверстия на величину, несколько превышающую зазор между рулём высоты и стабилизатором, а пилот, при попытке перевести самолёт «на пикирование», почувствовал, что перемещающуюся с увеличивающимся при приближении к верхней полке нервюры противодействием от силы трения торца шпильки о прогнувшуюся по дуге стенку концевой нервюры стабилизатора ручку управления самолётом заклинивает вследствие образования перед шпилькой буртика от срезанного на нервюре при нескольких толчках в ручку заусенца. Пилот рефлекторно погасил перемещением ручки «на себя» (на кабрирование) появившийся пикирующий момент, при этом руль высоты отклонился вниз на большой угол, освободившаяся от контакта с нервюрой шпилька левого рогового компенсатора при взлётных оборотах двигателя, совпадающих с собственной частотой руля высоты (в условиях резонанса) энергично стала выкручиваться из гнезда и при обратном ходе руля, вывернувшись на 4 витка резьбы, уперлась верхней стороной по продольной образующей в обшивку нижней поверхности стабилизатора, исключив угловое перемещение руля высоты к нейтральному положению и положению «на пикирование».
Это послужило причиной стопорения руля высоты в положении «на кабрирование» при безрезультатных попытках лётчика отдать ручку управления самолётом от себя, что привело к выходу самолёта на большие углы атаки, сваливанию на крыло и в конечном счёте – катастрофе самолёта Вильга-35А.
Дадыкин Сергей Николаевич — лётчик первого класса авиации ДОСААФ СССР/России. За время лётной работы освоил более 30 типов воздушных судов — самолётов, вертолётов, планеров, включая экземпляры самолётов Великой Отечественной войны. Суммарный налёт Дадыкина С. Н. за годы лётной работы на момент катастрофы 11 августа 2017 года составляет 32389 полётов, по времени 9785 часов 11 минут. Из них на самолёте Вильга-35А — 3622 полёта с соответствующим налётом 610 часов 45 минут.