31 октября 2020 года исполняется 100 лет со дня рождения талантливого инженера и одарённого конструктора, руководителя и непосредственного участника разработки технического задания, а также проектирования, строительства и освоения основных сооружений и уникального экспериментального оборудования Сибирского научно-исследовательского института авиации им. С. А. Чаплыгина, руководителя работ по созданию производственной энергетической и экспериментальной баз института, руководителя НИР в области нового оборудования и технологий испытаний, Лауреата Государственной премии СССР, Почётного авиастроителя, кавалера орденов Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени Виктора Константиновича Григорова.
В СибНИА Виктор Константинович прошёл путь от инженера до заместителя начальника института по научно-экспериментальным работам и главного инженера, внёс большой, а по ряду направлений определяющий вклад в создание и развитие института: строительство корпусов и уникальных лабораторий, разработку и ввод в эксплуатацию уникального испытательного комплекса (корпуса-стенда № 6), не имеющего аналогов в отечественной практике, участие и руководство масштабными научно-исследовательскими, опытно-конструкторскими и проектно-технологическими работами. Отдельного упоминания заслуживает его вклад в подготовку авиационных специалистов: работа в авиационном техникуме и НЭТИ, где под его руководством подготовили и защитили дипломы около 100 выпускников.
После выхода на пенсию Виктор Константинович направил свой многогранный талант на сбор, обработку и систематизацию материалов по истории СибНИА, им и с его участием издан ряд книг по основным этапам развития и направлениям научно-экспериментальной деятельности СибНИА.
Ниже приведён сокращённый вариант биографической справки, подготовленной в январе 1989 года начальником лаборатории научно-исследовательских и проектных разработок экспериментального оборудования, Лауреатом Государственной премии СССР Ю. А. Раутманом.
Виктор Константинович родился 31 октября 1920 года в г. Ростове-на-Дону.
После окончания с отличием школы, в 1938 году поступил в Московский авиационный институт (МАИ). В 1940 году переведён в только что созданный Московский авиационный технологический институт (МАТИ), вместе с которым во время войны в 1941 г. был эвакуирован в Новосибирск.
В марте 1943 года МАТИ вернулся в Москву, и Виктор в 1944 г. успешно защитил диплом, попав по распределению в ЦИАМ, проработав в котором около 1,5 лет, вернулся в Новосибирск и в день своего двадцатипятилетия 31 октября 1945 г. приказом № 114 по филиалу ЦАГИ (с 09.07.1946 — СибНИА) был принят на работу на должность инженера.
В СибНИА Виктор Константинович участвовал в проектировании аэродинамических труб (в том числе, Т-204 и околозвуковой Т-205), был ведущим инженером группы труб.
После успешно проведённых в 1949 году пусковых испытаний Т-204 под руководством начальника отдела эксплуатации Григорова была сдана в эксплуатацию. Это событие отмечено приказом Министра: «За успешное окончание постройки важного объекта» небольшой группе, в т. ч. и Виктору Константиновичу была объявлена благодарность и вручён знак «Отличник соцсоревнования МАП».
Аэродинамическая труба Т-204 — первая в Сибири сверхзвуковая труба, сыгравшая большую роль в становлении коллектива и позволившая получить интересные результаты на сверхзвуковых скоростях, хотя была построена из подручных средств и узлов: в первоначальном варианте приводом компрессора трубы служил самолётный бензиновый двигатель М-107 мощностью около 1200 л. с.
Кроме основной работы в институте Григоров занимался педагогической деятельностью: вначале читал лекции и руководил дипломным проектированием в авиационном техникуме, а затем — на организованном самолётостроительном факультете НЭТИ.
За всё время им выпущено около 100 дипломников, из них 80 — в НЭТИ.
В. К. Григоров был ведущим инженером по научной тематике и руководителем экспериментальной группы, входил в состав НТС института.
Успешно работал в должностях начальника проектно-технологической лаборатории разработки уникального нестандартного и экспериментального оборудования, главного инженера, заместителя начальника института.
В разное время был председателем БРИЗа института (1962), председателем комиссии по проведению «Дня здоровья» в институте (1963, 1964), председателем общеинститутской комиссии по составлению проекта колдоговора (1964), председателем пожарно-технической комиссии (1964), председателем постоянно действующей экзаменационной комиссии по проверке знаний, правил, норм, положений и инструкций по ТБ руководящими и инженерно-техническими работниками института (1969), заместителем председателя комиссии по подготовке и проведению двадцатипятилетия (1971) и председателем рабочей комиссии пятидесятилетнего юбилея (1988) института.
Руководил и активно участвовал в работах по строительству корпусов института и их оснащению соответствующим экспериментальным оборудованием, в т. ч. стендами для испытаний авиационной техники, термокамерами, маслонасосными станциями, оборудованием для безбассейновых усталостных испытаний самолётов, имеющих гермофюзеляжи. За работу, выполненную коллективом СибНИА по проектированию преобразовательной подстанции, первой в Советском Союзе уникальной установки ИКН на кварцевых излучателях, нового способа испытания самолётов с гермофюзеляжами, за создание автоматизированной высокопроизводительной системы снабжения рабочей жидкостью силонагружающих устройств корпуса прочности, успешное окончание монтажа и пуск в эксплуатацию их в период с 1968 по 1970 гг. Виктор Константинович получает пять благодарностей Министра.
В 1969 году в составе авторского коллектива из 11 человек Виктору Константиновичу Григорову присуждена Государственная премия СССР в области науки и техники за создание уникальной испытательной установки (корпуса-стенда № 6).
В 1970 году награждён медалью «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина» и орденом Трудового Красного Знамени.
Руководил комплексом работ по созданию установки ЦИКЛ-1С для испытания первого в мире сверхзвукового пассажирского самолёта Ту-144.
В 1973 году успешно защитил кандидатскую диссертацию.
В июне 1974 г. приказом Министра назначен заместителем начальника СибНИА по научно-экспериментальным работам — главным инженером.
Наиболее крупные работы последнего периода деятельности: разработка, изготовление, монтаж и ввод в эксплуатацию модернизированного стенда T-205M и машинного зала большой мощности, за что в 1980 г. получил благодарность Министра; грандиозная в условиях института работа по проектированию, строительству и монтажу оборудования стенда ЦИКЛ-1C, выполненная в короткие сроки.
В 1980 году награждён орденом Октябрьской революции и за безупречную долговременную работу в авиационной промышленности и в связи с 60-летием Министр объявляет ему благодарность.
В начале 1983 г. неожиданно для всех подчинённых ему сотрудников (а может быть для себя самого) он добровольно уходит на пенсию.
Министр авиационной Промышленности Силаев А. С. наградил его знаком «Почётный авиастроитель» и поспособствовал получению персональной пенсии республиканского значения.
Уйдя на пенсию, Виктор Константинович продолжил работать в СибНИА до 1991 года.
Умер 11 марта 2000 года.
Ежедневное общение с Виктором Константиновичем ярко высвечивало его лучшие профессиональные и человеческие качества и помогало понять работающим с ним, что он — эрудированный, всесторонне развитый, решительный руководитель и специалист, примерный, любящий и заботливый семьянин, человек большого разума, сердца и души, обладавший редкостным чувством юмора, внушавший симпатию и очень нравившийся женщинам.
Добрая память о Викторе Константиновиче Григорове — ярком представителе поколения созидателей, прекрасном человеке, достойнейшем гражданине нашей страны, сделавшем в своё время так много для обретения ею статуса передовой авиационно-космической державы, — живёт в благодарных сердцах наследников его дел.