В России продолжаются испытания гибридной летающей лаборатории со сверхпроводящим электроавиадвигателем 05.02.2021

В России продолжаются испытания гибридной летающей лаборатории со сверхпроводящим электроавиадвигателем

5 февраля 2021 года на аэродроме новосибирского ФГУП «СибНИА им. С. А. Чаплыгина» (входит в состав НИЦ «Институт имени Н. Е. Жуковского») начался этап наземных отработок самолета-летающей лаборатории с демонстратором гибридной силовой установки (ГСУ), в состав которого входит сверхпроводящий электрический авиадвигатель. Пресс-подход и Интервью

В ходе испытаний, включающих в себя запуски электрического двигателя и всех систем самолета, в т.ч. его штатных двигателей, была произведена проверка их устойчивой совместной работы.

Электрический двигатель — часть демонстратора гибридной силовой установки, которую разрабатывает Центральный институт авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (ЦИАМ, входит в состав НИЦ «Институт имени Н. Е. Жуковского») в широкой кооперации отечественных предприятий в рамках госконтракта с Минпромторгом России. Инновационный электрический авиадвигатель на высокотемпературных сверхпроводниках (ВТСП), мощностью 500 кВт создан компанией «СуперОкс» в рамках контракта с Фондом перспективных исследований (шифр «Контур»). До установки на самолет он прошел комплекс испытаний на наземных стендах в ЦИАМ.

Комментируя участие Фонда перспективных исследований (ФПИ) в работах по созданию высокотемпературного электродвигателя на сверхпроводниках глава ФПИ Андрей Григорьев отметил, что проект стартовал в декабре 2016 года. «Реализуемые технологии открывают возможности по созданию полностью электрических летательных аппаратов. Мы всячески будем поддерживать эти проекты», - заявил Андрей Григорьев.

Председатель совета директоров ЗАО «СуперОкс» Андрей Вавилов отметил: «Наша компания занимает передовые позиции в мире в области ВТСП технологий. Примечательно, что они находят своё приложение в такой важной для России отрасли, как авиастроение».

Помимо электрического двигателя на ВТСП, в состав демонстратора ГСУ входит электрический генератор, разработанный и созданный в ЦИАМ совместно с Уфимским государственным авиационным техническим университетом (УГАТУ). Генератор имеет выходную мощность 400 кВт, весит 100 кг и прошел как стендовые испытания, так и испытания в составе турбогенератора (на базе серийного турбовального авиадвигателя).

Летающая лаборатория на базе самолета Як-40 разработана ФГУП «СибНИА им. С.А. Чаплыгина». Для испытаний электродвигатель с воздушным винтом был установлен в носовую часть самолета. В хвостовой части фюзеляжа вместо штатного двигателя АИ-25 установлен турбовальный газотурбинный двигатель с электрическим генератором. В центральной части фюзеляжа были установлены литий-ионные аккумуляторные батареи, которые также входят в состав ГСУ.

Решение использовать самолет Як-40 было принято в 2018 году. В том же году была создана и испытана аэродинамическая модель летающей лаборатории в аэродинамической трубе. Для оснащения электродвигателем Як-40 был ремоторизирован (два из трех маршевых двигателей были заменены на современные с большей тягой), доработана конструкция планера, произведены детали и сборочные единицы, с помощью которых демонстратор устанавливается на борт летающей лаборатории.

В конце 2020 года СибНИА совместно с ЦИАМ и ЗАО «СуперОкс» установили оборудование демонстратора технологий на борт. Тогда же были выполнены первые пробные запуски электрического двигателя с воздушным винтом.

Результатом работы, которую планируется завершить в 2022 году, будут летные испытания демонстратора гибридной силовой установки. Они позволят проверить конструктивные подходы к созданию подобных силовых установок, оценить эффективность применяемых технических решений.

«В НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» сформирована комплексная научно-техническая платформа "Электрический ЛА" (ЛА — летательный аппарат), в рамках которой все ведущие научно-исследовательские центры авиационной промышленности – ЦАГИ, ЦИАМ, ГосНИИАС, СибНИА совместно создают новейшие технологические решения», - заявил генеральный директор НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» Андрей Дутов.

Направление малошумных и экологичных гибридных и электрических силовых установок – одна из определяющих технологий для будущего авиации. Их исследованием, прежде всего для перспективных серийных самолетов малой и региональной авиации, занимаются все авиаконцерны мира и профильные научные центры. Преимущество гибридных силовых установок состоит в возможности, с одной стороны, получить выгоду от энергоэффективных, экологически чистых электрических технологий, с другой – сохранить приемлемую весовую эффективность за счет оптимизации конструкции и режимов работы газотурбинных или поршневых авиационных двигателей.

«Применение гибридных технологий в авиации позволит уменьшить расход топлива до 70% и существенно сократить вредные выбросы. Кроме того, в связи с тем, что авиационные требования к технологиям наиболее жесткие, это дает возможность их использования в других отраслях промышленности при создании новой техники. И именно здесь прикладная наука является драйвером высоко интеллектуальных и сложных инновационных технологий», - отметил Андрей Дутов.


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter if(!window.BX)window.BX={};if(!window.BX.message)window.BX.message=function(mess){if(typeof mess==='object'){for(let i in mess) {BX.message[i]=mess[i];} return true;}};%8F+%D0%B3%D0%B8%D0%B1%D1%80%D0%B8%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%B9+%D0%BB%D0%B5%D1%82%D0%B0%D1%8E%D1%89%D0%B5%D0%B9+%D0%BB%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B8+%D1%81%D0%BE+%D1%81%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%85%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D1%8F%D1%89%D0%B8%D0%BC+%D1%8D%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%B0%D0%B4%D0%B2%D0%B8%D0%B3%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BC+&event=%3Cimg+vspace%3D%225%22+hspace%3D%225%22+align%3D%22left%22+alt%3D%22%22+src%3D%22http%3A%2F%2Fdev.sibnia.cf42369.tmweb.ru%2Fupload%2Fiblock%2Fd00%2Fdsc_0484_1_.jpg%22+%2F%3E%3Ca+href%3D%22http%3A%2F%2Fdev.sibnia.cf42369.tmweb.ru%2Fpress-czentr%2Fnovosti%2Fdetail.php%3FID%3D646%22+target%3D%22_blank%22%3E%D0%92+%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8+%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%BB%D0%B6%D0%B0%D1%8E%D1%82%D1%81%D1%8F+%D0%B8%D1%81%D0%BF%D1%8B%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F+%D0%B3%D0%B8%D0%B1%D1%80%D0%B8%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%B9+%D0%BB%D0%B5%D1%82%D0%B0%D1%8E%D1%89%D0%B5%D0%B9+%D0%BB%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B8+%D1%81%D0%BE+%D1%81%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%85%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D1%8F%D1%89%D0%B8%D0%BC+%D1%8D%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%B0%D0%B4%D0%B2%D0%B8%D0%B3%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BC+%3C%2Fa%3E%3Cbr%2F%3E%3Cbr%2F%3E%0D%0A%26lt%3Bp+style%3D%26quot%3Btext-align%3A+justify%3B%26quot%3B%26gt%3B5+%D1%84%D0%B5%D0%B2%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8F+2021+%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0+%D0%BD%D0%B0+%D0%B0%D1%8D%D1%80%D0%BE%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%B5+%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%B8%D0%B1%D0%B8%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE+%D0%A4%D0%93%D0%A3%D0%9F+%26laquo%3B%D0%A1%D0%B8%D0%B1%D0%9D%D0%98%D0%90+%D0%B8%D0%BC.+%D0%A1.+%D0%90.+%D0%A7%D0%B0%D0%BF%D0%BB%D1%8B%D0%B3%D0%B8%D0%BD%D0%B0%26raquo%3B+%28%D0%B2%D1%85%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%82+%D0%B2+%D1%81%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2+%D0%9D%D0%98%D0%A6+%C2%AB%D0%98%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%82%D1%83%D1%82+%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B8+%D0%9D.+%D0%95.+%D0%96%D1%83%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE%C2%BB%29+%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B0%D0%BB%D1%81%D1%8F+%D1%8D%D1%82%D0%B0%D0%BF+%D0%BD%D0%B0%D0%B7%D0%B5%D0%BC%D0%BD%D1%8B%D1%85+%D0%BE%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%BA+%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D1%82%D0%B0-%D0%BB%D0%B5%D1%82%D0%B0%D1%8E%D1%89%D0%B5%D0%B9+%D0%BB%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B8+%D1%81+%D0%B4%D0%B5%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BC+%D0%B3%D0%B8%D0%B1%D1%80%D0%B8%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%B9+%D1%81%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9+%D1%83%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BA%D0%B8+%28%D0%93%D0%A1%D0%A3%29%2C+%D0%B2+%D1%81%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2+%D0%BA%D0%BE%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B3%D0%BE+%D0%B2%D1%85%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%82+%D1%81%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%85%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D1%8F%D1%89%D0%B8%D0%B9+%D1%8D%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%80%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9+%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%B0%D0%B4%D0%B2%D0%B8%D0%B3%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C.+%26lt%3B%2Fp%26gt%3B%0D%0A+%0D%0A%26lt%3Bp+style%3D%26quot%3Btext-align%3A+justify%3B%26quot%3B%26gt%3B%D0%92+%D1%85%D0%BE%D0%B4%D0%B5+%D0%B8%D1%81%D0%BF%D1%8B%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B9%2C+%D0%B2%D0%BA%D0%BB%D1%8E%D1%87%D0%B0%D1%8E%D1%89%D0%B8%D1%85+%D0%B2+%D1%81%D0%B5%D0%B1%D1%8F+%D0%B7%D0%B0%D0%BF%D1%83%D1%81%D0%BA%D0%B8+%D1%8D%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%80%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE+%D0%B4%D0%B2%D0%B8%D0%B3%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8F+%D0%B8+%D0%B2%D1%81%D0%B5%D1%85+%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC+%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D1%82%D0%B0%2C+%D0%B2+%D1%82.%D1%87.+%D0%B5%D0%B3%D0%BE+%D1%88%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%BD%D1%8B%D1%85+%D0%B4%D0%B2%D0%B8%D0%B3%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B9%2C+%D0%B1%D1%8B%D0%BB%D0%B0+%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B8%D0%B7%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B0+%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%B0+%D0%B8%D1%85+%D1%83%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B9%D1%87%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%B9+%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%BC%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%B9+%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D1%8B.%26lt%3B%2Fp%26gt%3B%0D%0A+" target="_blank" title="Поделиться в Livejournal">Livejournal Liveinternet Mail.Ru