Юношеская планерная школа

Прототип планера БРО-11, по-литовски «Зиле» (Синица), был построен в 1954 г. Конструктор планера Б. И. Ошкинис стремился создать планер массового типа. По мысли автора, такой планер должен был быть дешевым, надежным и простым в изготовлении, чтобы его смогли построить в, любом планерном кружке. На таком планере будущие, планеристы могли бы пройти курс теоретической и наземной подготовки и обучиться пробежкам и подлетам с небольших склонов.

В 1955 г. планер БРО-11 принят к серийной постройке и эксплуатировался в кружках и учебных организациях ДОСААФ. Планер применяется для первоначального обучения молодежи в возрасте 15-17 лет. Допустимый вес ученика 40-70 кг. При большем весе пилота центровка планера становится слишком передней и руля высоты "не хватает". В таком случае необходимо в хвостовой части планера укрепить специальный груз весом 3-4 кг для обеспечения нормальной центровки планера. Максимально допустимый вес планериста 85 кг.

По схеме планер представляет собой расчалочный двухподкосный моноплан с высокорасположенным крылом. Особенностями конструкции являются элероны подвесного типа, занимающие почти весь размах крыла и имеющие кинематическую связь с рулем высоты. Конструкция планера выполнена из дерева, с небольшим количеством металлических узлов и деталей. Деревянные детали, за исключением ясеневой лыжи, изготовлены из авиационной сосны, обшивка и кницы - из авиационной трёхслойной фанеры.

У планера БРО-11, как и у большинства учебных планеров, фюзеляж отсутствует; вместо него имеется плоская силовая ферма, к которой присоединены крыло, элероны, хвостовое оперение, пол, носовой обтекатель, сиденье, ручка, педали и полоз лыжи (колесо). Крыло собирается из двух частей и крепится к ферме фюзеляжа за корень лонжерона, задний стрингер и к подкосу - за среднюю часть лонжерона. Конструкция планера БРО-11 удовлетворяет в достаточной мере многим требованиям, предъявляемым к конструкции планера для первоначального обучения. Планер достаточно безопасен. В случае потери скорости он не падает на нос, а парашютирует, что объясняется особенностью аэродинамической компоновки. Небольшая удельная нагрузка и целиком разрезное крыло позволяют летать на очень малых скоростях. Планер в полете устойчив. Рули достаточно эффективные, но не чуткие. Полеты на БРО-11м в ЮПШ выполняются с помощью лебедки ПЛМ-6, размещенной на базе автомобиля ГАЗ-63.

В настоящее время производство БРО-11м организовано на производственной базе СибНИА.