ФГУП «СибНИА им. С. А. Чаплыгина — КРУПНЕЙШИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР АВИАЦИОННОЙ НАУКИ НА ВОСТОКЕ РОССИИ.

Институт организован 19 августа 1941 года Постановлением Государственного Комитета Обороны № 513 «О создании второй научно-исследовательской базы авиации на Востоке СССР» сначала в качестве филиала Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) имени проф. Н. Е. Жуковского, в задачи которого входило проведение научно-исследовательских работ в области теоретических и экспериментальных исследований по аэродинамике и прочности самолётов совместно с ОКБ и предприятиями авиационной промышленности.

Первым научным руководителем филиала стал Герой Социалистического труда академик Сергей Алексеевич Чаплыгин.

9 июля 1946 года Постановлением Совета Министров СССР Новосибирский филиал ЦАГИ преобразован в Государственный Союзный Сибирский научно-исследовательский институт авиации (СибНИА). Среди основных задач на первое место выдвигалось создание комплекса лабораторий по аэродинамическим, прочностным исследованиям самолётов и приборного оборудования, летным исследованиям.

В 1969 году в честь 100-летия со дня рождения С. А. Чаплыгина институту было присвоено его имя.

В 1988 году приказом МАП СССР на СибНИА были возложены функции головного НИИ отрасли по следующим направлениям:

- аэродинамика, устойчивость, управляемость, прочность, ресурс и аэроупругость спортивных, сверхлёгких ЛА и сельскохозяйственной авиации с выдачей соответствующих заключений и рекомендаций;

- промышленные ресурсные испытания серийных ЛА;

- лётно-прочностные исследования повторяемости нагрузок на серийных самолётах;

- исследование прочности и ресурса взлётно-посадочных устройств ЛА и бортовых трубопроводных систем.

За прошедшие годы в лабораториях аэродинамики и прочности СибНИА исследованы характеристики более тысячи моделей различных летательных аппаратов, наземных транспортных средств, подводных лодок и архитектурных сооружений, определена долговечность более 200 типов самолётов и вертолётов. Многие исследования носили уникальный характер. Так, в СибНИА были проведены усталостные тепло-прочностные испытания натурного сверхзвукового самолёта Ту-144 и агрегатов воздушно-космического самолёта «Буран».

В 1980 г. была организована летно-исследовательская база, как самостоятельное подразделение для проведения летных исследований и испытаний по аэродинамике и прочности авиационных конструкций, оценке тепловых, влажностных и вибрационных воздействий на работу бортового оборудования летательных аппаратов, работоспособности оборудования, отработки различного рода первичных преобразователей параметров полета, используемых в летных испытаниях, эксплуатационно-климатических воздействий и т. д. За прошедшее время сотрудниками ЛИБ выполнены НИР для ОКБ Туполева, Антонова, Яковлева, Миля, Камова, разработаны и реализованы сотни программ лётных испытаний и экспериментальных исследований. Созданы летающие лаборатории (ЛЛ) на базе самолетов Ту-124, Ту-134, Ту-154, Ан-2, Як-40, вертолётов Ми-8, Ка-27. Ка-29. Сегодня экспериментальная база ЛИБ имеет парк ЛЛ, оснащенных современными комплексами информационно-измерительных систем.

В настоящее время ФГУП «СибНИА им. С.А. Чаплыгина» находится в ведомственном подчинении ФГБУ «НИЦ «Институт им. Н.Е. Жуковского» и помимо решения основных традиционных задач выполняет роль ведущей по направлению «Авиационная техника малой авиации» научно-исследовательской организации оборонно-промышленного комплекса России (на основании решения Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 28 декабря 2012 года).

ФГУП «СибНИА им. С.А. Чаплыгина» включен в официальный Перечень стратегических предприятий (Указ Президента РФ № 1009 от 24.08.2004 г. в редакции от 6.10.2015 года).

ФГУП «СибНИА им. С.А. Чаплыгина» включен в официальный Перечень стратегических организаций, обеспечивающих реализацию единой государственной политики (Распоряжение Правительства РФ № 1226-р от 20.08.2009 г. в редакции от 28.08.2015 года).

ФГУП «СибНИА им. С.А. Чаплыгина» является одной из основных системообразующих научно-исследовательских организаций, занимает лидирующие позиции на российском рынке научной и инновационной продукции в области авиастроения.

Традиционно на высоком научно-техническом уровне в ФГУП «СибНИА им. С.А. Чаплыгина» выполняются работы в рамках договоров, заключаемых с государственными заказчиками (Минпромторг России, МО РФ и пр.), ОКБ и производственными предприятиями авиастроительной отрасли. Сегодня СибНИА в рамках федеральной целевой программы «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002 – 2010 годы и на период до 2015 года» и государственной программы «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы»» работает над такими проблемами, как: совершенствование лётно-технических характеристик, модификация и сертификация воздушных судов (Ту-204СМ, SSJ-100, МС-21); создание научно-технического задела для разработки воздушных судов нового поколения – дальнемагистральных, ближне-средне-магистральных, местных и региональных самолётов, самолётов авиации общего назначения и специального применения.

В СибНИА успешно реализовано множество проектов. Новое время ставит перед коллективом института новые задачи, связанные с созданием перспективного пассажирского самолёта, отвечающего современным требованиям общества (доступность, экономичность, малошумность, экологичность), что является одной из актуальных задач. Сегодня коллектив СибНИА успешно решает поставленные временем задачи, от которых зависит будущее авиации России.

К основным достижениям СибНИА можно отнести:

1.Разработку в содружестве с ОКБ Антонова аэродинамической компоновки самолета Ан-2.

2. Обоснование концепции дальнего сверхзвукового самолета под руководством Р.Л. Бартини.

3. Исследования по формированию аэродинамической компоновки всех типов экранопланов, созданных в СССР.

4. Исследования по созданию аэродинамической компоновки боевых самолетов семейства Су-27.

5. Исследование по созданию аэродинамической компоновки спортивных акробатических самолетов семейства Су-26.

6. Обеспечение прочности и долговечности большинства серийных гражданских самолетов, созданных в СССР: Ан-8, Ан-10, Ил-18, Ил-62М, Ту-104, Ту-124, Ту-134, Ту-144, Ту-154, Ту-204, военных самолетов ОКБ Сухого, Микояна, Туполева, Ильюшина, Мясищева, Яковлева.

7. Определение ресурса самолета SSJ-100 в результате работы на уникальном стенде.

8. Исследования и разработку рекомендаций по надежности и прочности посадочных устройств всех самолетов, созданных в СССР и России.

9. Разработку оригинальных методик исследований прочности и долговечности космических объектов без использования высокотемпературных вакуумных камер.

10. Разработку методики виброакустических испытаний объектов авиакосмической техники на основе эффекта бегущей акустической волны.

11. Разработку уникальных средств измерений, контроля и диагностики для обеспечения получения информации в процессе прочностных испытаний.

12. Разработку вычислительных методов аэродинамической оптимизации компоновки, методов расчета проектирования оболочечных конструкций, самолета в целом, в том числе с учетом повреждений.

13. Создание метода и аппаратуры неразрушающего контроля целостности конструкции на основе акустической эмиссии.

В 2010 году с целью возрождения малой авиации России руководством СибНИА был предложен проект модернизации самолета Ан-2 посредством замены штатной силовой установки на газотурбинный двигатель TPE331-12 производства «Honeywell Inc.», США. Замена поршневого двигателя АШ-62ИР, производство которого прекращено несколько десятилетий назад, на двигатель ТРЕ331-12 позволила отказаться от использования дефицитного авиационного бензина и снизить эксплуатационные затраты за счёт снижения стоимости топлива (керосин в 5 раз дешевле авиационного бензина) и уменьшения его расхода, а также увеличения ресурса двигателя. Модернизированный самолет получил обозначение ТВС-2МС.

На конец 2015 года модернизировано более 20 самолётов Ан-2 в вариант ТВС-2МС. Эксплуатантами являются: ГАУ «Амурская Авиабаза», А/К «АЛРОСА», Новосибирский АСК ДОСААФ России, ООО «Русавиапром» и ФГУП «СибНИА». Общий налёт всех эксплуатирующихся воздушных судов (ВС) составляет более 1500 лётных часов. За 2014 год подготовлено 72 пилота гражданской авиации и 57 человек инженерно-технического состава для эксплуатации модифицированного самолёта ТВС-2МС. Планируемый объём модернизации на 2016 год — 20 самолётов модификации ТВС-2МС.

Стоит отметить, что структура и идеология проекта модернизации самолета Ан-2, включая этапы разработки, подготовки производства, сертификации, организации серийного производства при непосредственном взаимодействии с будущими эксплуатантами ВС, будет взята за основу при создании воздушных судов малой авиации нового поколения.

Согласно решению Министерства промышленности и торговли России в 2013 году ФГУП «СибНИА им. С.А. Чаплыгина» назначено ведущей научно-исследовательской организацией Минпромторга России по направлению «Авиационная техника малой авиации». Ввиду этого в институте начались и продолжаются в настоящее время широкомасштабные поисковые и прикладные научные исследования, обеспечивающие формирование научно-технического задела в области создания перспективных региональных и местных авиатранспортных систем гражданского назначения с учетом сопровождения на всех этапах жизненного цикла.

В 2013-2015 гг. в СибНИА по заказу Минпромторга России в рамках Федеральной целевой программы «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года» выполнены НИОКР «Комплексные исследования в области создания перспективных региональных и местных авиатранспортных систем» (шифр «Малая авиация») и «Комплексные исследования в области создания перспективных воздушных судов для региональных и местных авиаперевозок» (шифр «Бриз»). Впервые за последние десятилетия в СибНИА решены комплексные многодисциплинарные задачи – созданы летающие образцы-демонстраторы технологий.

В процессе выполнения НИОКР по направлению малой авиации формируется банк данных конструктивно-технологических методов разработки самолетов размерностью 9-19 мест с взлетным весом до 8600 кг. Основная роль данных НИОКР заключается в формировании научно-технического задела создания новых ВС для местных воздушных линий (МВЛ). Результаты работы предназначены для передачи ОКБ отрасли в целях разработки перспективных ВС вместимостью 9-19 кресел и организации в дальнейшем их производства серийными авиационными заводами.

В январе 2015 года в связи со сложившейся геополитической обстановкой в виду утраты связи с головным разработчиком ФГУП «СибНИА им. С.А. Чаплыгина» назначено решением Минпромторга России разработчиком самолетов Ан-2 в гражданской и государственной авиации и Ан-28 в государственной авиации на территории РФ. Это означает, что ФГУП «СибНИА им. С.А. Чаплыгина» отводится роль поддержания летной годности указанных типов воздушных судов находящихся на территории РФ, включая самолеты принадлежащие Минобороны России.

Научный авторитет Сибирского научно-исследовательского института авиации признан самолётостроительными фирмами России и зарубежными партнёрами. Предыдущий опыт, наличие уникального оборудования, первоклассные научные кадры — всё это позволяет утверждать, что любая проблема авиационной науки может быть решена коллективом СибНИА. Институт и сегодня является надежным партнером многих заводов, ОКБ и НИИ авиационно-космического профиля.

С начала 90-х годов СибНИА развивает научно-технические связи и сотрудничество с авиационными научно-исследовательскими институтами и организациями, компаниями-производителями авиационной техники из зарубежных стран. Среди них — КНР, США, Германия, Великобритания, Франция, Малайзия и др. В настоящее время ведутся переговоры о новых проектах сотрудничества, которые будут, несомненно, полезны для развития института и авиационной науки в целом.

На протяжении более 10 лет институт поддерживает научно-технические связи с Академией авиационных наук КНР и ведущими научно-исследовательскими и конструкторскими институтами Китая, с которыми был подписан и успешно завершён ряд соглашений о сотрудничестве и контрактов. В настоящее время СибНИА принимает активное участие в совместной российско-китайской программе по сотрудничеству в области гражданской авиационной техники.

СибНИА регулярно участвует в международном авиакосмическом салоне МАКС, а также в специализированных выставках, конференциях и симпозиумах.

Все эти и другие работы выполняются коллективом квалифицированных научных работников с использованием уникальной экспериментальной базы, созданной трудом инженеров и рабочих института. Основной особенностью и преимуществом института является наличие подразделений, выполняющих работы в области аэродинамики и динамики полёта, прочности и ресурса авиационных конструкций, проектирования образцов авиационной техники, производства единичных экземпляров воздушных судов и лётных испытаний различных типов летательных аппаратов.

Сегодня СибНИА позиционирует себя как:

- Ведущая научная организация в создании опережающего научно-технического и конструкторско-технологического задела для отечественного авиастроения, формирующая образ будущей авиации.

- Ведущая организация отрасли в области прикладных научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ, наземных и летных испытаний образцов военной и гражданской авиационной техники.

- Один из ключевых центров компетенции в области исследований авиатранспортных систем, проектировании, разработки и летных испытаний авиационных технологий «малой авиации».

- Научно-технологический инновационный центр компетенций в области проектных исследований перспективных воздушных судов и производства полного цикла (от исходных данных, компонентов и виртуальных экспериментов до демонстраторов технологий в условиях эксплуатации и конкретных изделий), обеспечивающего уровень готовности технологий для передачи в серийное производство.

- Ведущая научная организация по ключевым направлениям исследований, развития производства и разработок в области перспективных полимерных композиционных материалов, технологий их переработки и внедрения в авиационной технике.