СибНИА: полет нормальный

Источник: Советская Сибирь, № 130 (26002) от 17.07.09

В минувшую среду, 15 июля, депутаты Новосибирского облсовета совместно с членами делового клуба руководителей «Содружество. Эффективность. Развитие» (СЭР) посетили Сибирский научно-исследовательский институт авиации им. С.А. Чаплыгина (СибНИА). Как выяснилось, предприятие, известное на всю страну, переносит кризис вполне благополучно: возникшие поначалу сложности удалось преодолеть, работа идет, в том числе над перспективными проектами. 

Единственная проблема, остающаяся пока не решенной, — дефицит молодых специалистов, которым могли бы передать свой уникальный опыт и знания ветераны, составляющие большую часть коллектива. 

Встреча заместителя председателя Новосибирского облсовета Евгения Покровского, членов комитета по транспортной, промышленной и информационной политике облсовета Cергея Титкова, Бориса Прилепского, Михаила Тычкова, Александра Барсукова, Владимира Смирнова, Николая Хвана, директоров новосибирских предприятий, являющихся членами делового клуба «СЭР», с руководством СибНИА состоялась в стенах института. 

Началось знакомство с СибНИА с того, что его директор Владимир Барсук, являющийся одновременно действующим летчиком-испытателем, продемонстрировал гостям новейший отечественный ближнемагистральный пассажирский самолёт Sukhoi SuperJet-100, разработанный компанией «Гражданские самолёты Сухого». Запуск этого лайнера в коммерческую эксплуатацию намечен на конец текущего года. И, как пояснил Владимир Барсук, сейчас задача новосибирских специалистов состоит в том, чтобы, используя уникальное оборудование, которым оснащен институт, провести необходимые испытания и подтвердить высокое качество SSJ-100 соответствующим сертификатом. К слову, на сегодняшний день СибНИА — единственное в России заведение, уполномоченное на проведение такого рода сертификации. Работа предстоит серьезная: в лабораторных условиях лайнер должен «налетать» 6 тысяч часов. Если учесть, что 8 минут таких «полетов» сопоставимы с 80 минутами полета реального, понадобится 40 дней. Однако уже сейчас специалисты института уверены в том, что все пройдет нормально — ведь SSJ-100 собирается автоматически, а значит «человеческий фактор», которым чаще всего обусловлены промышленные дефекты, исключен. Впрочем, суперсовременный лайнер был далеко не единственным аппаратом, проходящим испытания в СибНИА: в соседних залах разместились еще несколько машин — от обычных гражданских до военных. 

Рассказывая о предприятии, Владимир Барсук отметил, что в последние годы дела у института шли, что называется, в гору: если в 2007 году прибыль составляла около 289 млн рублей, то в 2008 году этот показатель вырос до 380 млн рублей. Причем доля доходов от участия в реализации федеральных программ, демонстрирующая степень зависимости предприятия от бюджетных вливаний, была незначительной — всего 5%. 

Разразившийся экономический кризис поначалу стал причиной весьма серьезных проблем: из-за «заморозки» целого ряда контрактов в конце 2008 года потери составили более 260 млн рублей. Руководство было вынуждено сократить штаты (из 800 работников осталось 673), перевести людей на сдельную оплату труда, ввести на предприятии режим строжайшей экономии энергоресурсов. Но за первые шесть месяцев 2009 года обстановка нормализовалась: появились заказчики, доходы СибНИА составили 184 млн рублей, сотрудники заняты делом и регулярно получают заработную плату. Затронув тему дальнейших перспектив СибНИА, Владимир Барсук признал, что сегодня институт стоит перед серьезным выбором. Можно пройти процедуру акционирования и войти в состав Объединенной авиационной корпорации, можно вновь стать Новосибирским филиалом ФГУП «ЦАГИ». А можно выбрать третий вариант и продолжать самостоятельную работу в качестве ФГУП «СибНИА» с вхождением в состав интегрированной отраслевой научной структуры, формируемой в рамках Министерства промышленности и торговли РФ, и выполнять обязанности Государственного научно-исследовательского центра в области малой авиации. Окончательное решение пока не принято, но Владимр Барсук дал понять, что его коллеги склоняются сохранять самостоятельность и, вероятнее всего, предпочтут именно третий вариант. 

Последовавшее далее выступление Алексея Серьезнова — доктора технических наук, профессора, лауреата премии Совета Министров СССР и премии имени А. Н. Косыгина, возглавлявшего СибНИА с 1989 по 2007 год, а ныне являющегося его научным руководителем, — наглядно продемонстрировало, что у новосибирских ученых есть немало интересных наработок. И, соответственно, все основания смело смотреть в будущее. По словам Алексея Серьезнова, его коллеги ищут способы сделать лайнеры менее шумными и более легкими, а значит, не создающими проблем городским жителям, и экономичными. Добиться этого можно путем замены традиционно используемого в самолетостроении металла на композитные материалы. Например, углепластик. В СибНИА к таким нововведениям уже подготовились. Осталось только решить главную проблему — срочно наладить в России производство композитных материалов. Также ученые активно работают над созданием стремительно набирающих популярность во всем мире беспилотных летательных аппаратов. И, в частности, такой их разновидности, как микролетательные аппараты. Эти чудеса техники XXI века размером с почтовую марку и парящие в воздухе по тем же принципам, что и созданные природой птицы и насекомые, могут выполнять роль идеальных сборщиков любой информации. Не остается без внимания и такая злободневная тема, как поиск альтернативных источников энергии. В СибНИА создается ветро- солнечное устройство — гибрид обычного «ветряка» и солнечных батарей. Его КПД будет значительно выше уже известных в мире аналогов. В то же время будет отсутствовать такой серьезный минус, присущий «ветрякам», как характерный шум, негативно влияющий на человеческую психику. 

Увиденное и услышанное явно произвело впечатление на депутатов и членов делового клуба. Народные избранники с явным интересом задавали вопросы относительно перспектив самолетостроения и интересовались, когда же, наконец, россияне будут летать исключительно на самолетах собственного производства. Алексей Серьезнов ответил, что ученым решить эту задачу вполне по силам. Проблема лишь в том, какую позицию займет власть: если в государстве удастся наконец организовать полноценную систему «авиационной науки» и не будет допущено «полное акционирование и разбазаривание» научных разработок, то и результат не заставит себя ждать. Также бывший глава СибНИА не без грусти признал, что срочного решения сегодня требует кадровый вопрос в отрасли. Например, в его институте средний возраст специалистов — 46 лет. Четверть коллектива составляют люди пенсионного возраста. Руководство пытается привлекать молодежь, проводит работу с вузами, но процесс омоложения идет не так быстро, как того хотелось бы. И, к сожалению, мастера, обладающие уникальным опытом и знаниями, уходят, так и не успевая передать эти знания ученикам. «Пожилые знают, но уже не могут… А молодые не знают», — резюмировал Алексей Серьезнов. 

Конкретных рецептов решения этой проблемы с ходу, конечно же, никто из участников встречи предложить не смог. Но, как отметил председатель комитета по транспортной, промышленной и информационной политике Сергей Титков, радует уже то, что сам Алексей Серьезнов сумел воспитать себе достойного преемника в лице Владимира Барсука. И можно не сомневаться в том, что уникальный СибНИА находится в надежных руках. А Евгений Покровский пообещал, что прозвучавшие в ходе этой встречи пожелания и предложения непременно найдут отражение при формировании законодательной базы региона в новом политическом сезоне. Например, будет рассмотрена возможность принятия программы по поддержке и приоритетному развитию оборонной промышленности.