Что будет завтра, или кадры решают все

Что будет завтра, или кадры решают все

23.05.13

Ни для кого не секрет, что наличие у какой-либо страны предприятий, выпускающих и эксплуатирующих авиационную технику, а тем более проводящих исследовательские работы в авиационной  сфере, говорит об уровне технического развития страны, а, как следствие, и о ее потенциале. После распада СССР многие отрасли страны пошли на спад, в том числе и авиационная. Но времена меняются, и, казалось бы, многое стало налаживаться, а отечественная авиация получила некое развитие в виде новых проектов. Специалисты, воспитанные советской школой, неизбежно уходят, потому что время не остановить. В связи с этим закономерен вопрос: «Кто придет на предприятия производства и эксплуатации авиатехники завтра?». 

Как оказалось, перевернутые с ног на голову, а временами и просто навязанные чужие  моральные ценности, а так же досуговая незанятость большого числа детей и подростков стали не единственной проблемой молодого поколения. Бурное развитие цифровых и информационных технологий, таких как «интернет», за последние 15 лет привело к раннему взрослению детей и подростков. К сожалению, кроме уже известной алкогольной и табачной зависимостей, часто встречается новая, не менее пагубная, игровая зависимость.

Что же касается авиационной отрасли, то на сегодняшний день гражданская и военная авиация РФ испытывают острую нехватку профессиональных пилотов и авиационных специалистов в целом. Отечественные авиакомпании не раз озвучивали эту проблему, предлагая законодательно разрешить нанимать на работу иностранных пилотов. Следствием таких предложений является подготовка законопроекта, разрешающего авиакомпаниям принимать на работу иностранных пилотов. Данная мера может губительно сказаться на всей отечественной авиации. Тем временем снижается и   количество выпускников технических ВУЗов. Сложившуюся кадровую проблему необходимо решать путем воспитания и обучения будущих авиационных специалистов и  пилотов с детского возраста. И делать это необходимо уже сегодня.

Поэтому в прошлом году на базе ФГУП СибНИА был создан пилотный проект - Авиационно-технический клуб. Особенность работы клуба заключается не в простой организации досуга детей и подростков, а в построении целостной системы воспитания и подготовки авиационного специалиста по принципу «от простого – к сложному». Клуб работает по  трем направлениям: авиамоделизм, юношеская планерная школа и планерный клуб. Эти три ступени технического развития, каждая из которых занимает два-три года, позволяют экономически выгодно из обычного школьника через некоторое время получить проф.ориентированного подростка, имеющего первичные знания авиации, а еще через некоторое время - студента технического ВУЗа или курсанта летного училища.

Первой ступенью в авиацию является клуб юных техников, в котором ребята создают свои первые самолеты или планера в виде моделей. Разнообразие возможных конструкций позволяет каждому ребенку выбрать, что называется, «по душе», тип или класс модели для постройки. Здесь так же соблюдается принцип «от простого к сложному». Практический опыт показал, что первыми успешно построенными моделями детей являются свободно летающие планера или модели с резиномотором для помещений. Далее осваиваются кордовые модели с электрическими двигателями, после которых ребенок может своими руками создать сложную радиоуправляемую модель. Шаг за шагом будущий авиатор приобретает знания и практический опыт основ аэродинамики, конструкции, электроники, метеорологии. При этом важен тот факт, что все модели созданы именно им, а не куплены в магазине, что позволяет исключить эффект «игрушки», а значит обеспечить ответственный и дисциплинированный подход к созданию собственной модели. 

Результат такой работы могут показать соревнования, в которых команда авиационно-технического клуба СибНИА постоянно принимает участие. За неполный год работы ребята стали призерами нескольких открытых городских и областных соревнований авиамоделистов школьников в различных классах моделей. А уже сегодня лучшие из моделистов клуба отправились на российские открытые соревнования по свободно летающим моделям в г.Кострому.

Всего в клубе юных техников занимаются 45 ребят, включая ребят из детского дома «Солнышко». Основной и резервный состав команды на соревнованиях составляют 12 сильнейших из них.

После того, как ребенок научился создавать летающие модели, необходимо помочь дальнейшему развитию его технического творчества. Для этого он должен перейти на более новый и сложный для себя уровень деятельности. Это и есть вторая ступень – юношеская планерная школа. Основной целью существования ЮПШ является обучение подростков полетам на одноместных учебных планерах до высоты 15 метров. Подобные школы были очень развиты в советское время и на деле показывали свою эффективность. На этом этапе ребята продолжают изучение уже известных им дисциплин, а также новых, таких как эксплуатация авиационной техники и организация летной деятельности. Для полетов в ЮПШ используется одноместный учебный планер типа БРО-11М. В настоящее время в СибНИА построено три таких летательных аппарата, которые успешно прошли статические и летные испытания. Планера подобного типа запускаются при помощи лебедки, для этих целей была создана лебедка на базе отремонтированного автомобиля ГАЗ-63. Таким образом школьники, прошедшие курс теоретической подготовки зимой и весной, уже в июле приступают к своим первым пробежкам и знакомству с небом. В этом году в ЮПШ прошли и успешно закончили теоретический курс 8 школьников. В их число входят и школьники, специально приезжающие на занятия из города Обь.

Продолжая работу по принципу от простого к сложному, целесообразно  продолжать обучение авиационного специалиста и после ЮПШ на более серьезных планерах типа Л-13 «Бланик». И такая возможность есть у студентов самолетостроительного факультета НГТУ, работающих в СибНИА. Это и есть третья ступень воспитания специалиста и третье направление работы клуба. Полеты на более серьезных планерах связаны с увеличением высот полета до 2000 метров и скоростей до 200 км/ч, что в свою очередь показывает студенту всю серьезность авиационной отрасли, тем самым формируя в нем дисциплину и ответственность в работе. Количество студентов, успешно прошедших теоретический курс и медицинскую лётную комиссию, в первом наборе составило 5 человек. Они присоединились к общему числу планеристов СибНИА из состава молодых специалистов предприятия, увеличив общую численность людей, на практике знакомых с небом, до 15 человек.

Подобная система воспитания и подготовки будущего специалиста эффективна с точки зрения профессиональных знаний и экономически выгодна. Это связано с тем, что уже на ранних стадиях отсеются те подростки, которым не интересна авиационная сфера, тем самым происходит экономия средств, которые были бы потрачены на них в дальнейшем в ВУЗах. Таким образом, создание и развитие подобных клубов для детей и подростков - очень важная и ответственная задача, которая не терпит отлагательств.