19 августа 1941 года, в тяжелейший для Родины начальный период Великой Отечественной войны, Постановлением Государственного Комитета Обороны № 513 «О создании второй научно-исследовательской базы авиации на Востоке СССР» решено было организовать в Новосибирске филиал № 2 Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) имени профессора Н. Е. Жуковского, в задачи которого входило бы проведение научно-исследовательских работ в области теоретических и экспериментальных исследований по аэродинамике и прочности самолётов совместно с предприятиями и заводскими лабораториями авиационной промышленности.

Выбор Новосибирска для создания новой научной базы авиации был не случайным. Город в то время уже располагал академическими научными институтами, крупным авиационным заводом и находился в географическом центре страны.

В октябре-ноябре 1941 года из Москвы были эвакуированы около 500 ученых, инженеров и рабочих ЦАГИ, а также доставлены часть демонтированного оборудования и техническая документация на первоочередные сооружения.

Первая проходная института

Группу ведущих ученых ЦАГИ, в которую вошли доктора наук Владимир Петрович Ветчинкин, Гурген Мкртичевич Мусинянц, Дмитрий Юрьевич Панов, Константин Андреевич Ушаков, Феликс Исидорович Франкль и другие, возглавил один из основоположников аэродинамики — заслуженный деятель науки, Герой Социалистического Труда, академик Сергей Алексеевич Чаплыгин. На отведённой в Дзержинском районе города площадке началось строительство первой очереди института и с приездом С. А. Чаплыгина ускорилось строительство аэродинамической лаборатории. Сам он активно включился в работу, осуществляя научное руководство работой института и одновременно являясь председателем Комитета ученых Новосибирска. В начале 1942 года были начаты проектирование и строительство корпуса лаборатории прочности с залами статических и динамических испытаний и лабораторными помещениями. Но академику С. А. Чаплыгину не довелось увидеть плоды своих трудов в Сибири: он умер в Новосибирске 8 октября 1942 года на 73-м году жизни и был похоронен на территории основанного им института, где покоится и сейчас. 3 апреля 1969 года в честь 100-летия со дня рождения С. А. Чаплыгина Постановлением № 238 Совета Министров СССР институту было присвоено его имя.

Исследования в аэродинамической трубе Т-203.

В 1943 году было построено первое здание — часть нынешнего корпуса № 1, где разместили аэродинамическую трубу Т-203, в конце года провели в ней первые эксперименты, а 12 июня 1944 года сдали её в промышленную эксплуатацию. Одновременно вышел приказ об организации коллектива для проведения исследований по аэродинамике самолёта.

В годы Великой Отечественной войны работой филиала руководили известные учёные и талантливые организаторы Владимир Исаакович Поликовский (1941–1942), Дмитрий Юрьевич Панов (1942–1943), Савва Абрамович Каплан (1943–1946).

В этот период выполнялись теоретические и экспериментальные исследования по актуальным темам:

- обтекание тел, близких к телам вращения, несжимаемой жидкостью;

- работа сопл Лаваля;

- расчёт ламинарного пограничного слоя;

- различные вопросы работы воздушных винтов;

- расчёт характеристик виража самолётов Як-9 и ЛаГГ-3;

- аэродинамические исследования работы самолётной механизации;

- расчёт статической устойчивости самолёта на больших дозвуковых скоростях;

- прочность соединений, применяемых в смешанных авиаконструкциях;

- прочность льда
и другие работы.

9 июля 1946 года Постановлением № 1537-684 Совета Министров СССР Новосибирский филиал ЦАГИ преобразован в Государственный Союзный Сибирский научно-исследовательский институт авиации, Положение о котором 3 января 1947 года Приказом № 4 утвердил Министр авиационной промышленности М. В. Хруничев. Среди основных задач на первое место выдвигалось создание комплекса лабораторий по аэродинамическим и лётным исследованиям, прочности самолётов и промышленной аэродинамике.

В ноябре 1946 года начальником СибНИА по совместительству назначается Главный конструктор Олег Константинович Антонов, возглавлявший в то время опытное конструкторское бюро на Новосибирском авиационном заводе имени В. П. Чкалова. Его знаменитые самолёты Ан-2 — рекордсмен-долгожитель и Ан-14 «Пчёлка» обрели крылья с активным участием специалистов СибНИА. Позднее Олег Константинович, став Героем Социалистического Труда, Генеральным авиаконструктором, лауреатом Ленинской и Государственной премий, руководителем прославленного ОКБ в Киеве, с неизменной теплотой отзывался о сибирском периоде своей биографии и способствовал сохранению тесных связей своего ОКБ и СибНИА.

В июне 1948 года начальником института становится бывший сотрудник ЦАГИ, кандидат технических наук Ефим Васильевич Кияев, специалист в области теоретических и экспериментальных исследований по аэродинамике самолёта.

В октябре 1954 года создается лаборатория № 4 самолётного оборудования, в декабре 1955 года — проектно-технологическая лаборатория № 5 для опытно-конструкторских разработок нестандартного уникального оборудования экспериментальной базы института.

С мая 1956 года институтом стал руководить также бывший сотрудник ЦАГИ, кандидат технических наук, дважды лауреат Сталинской премии Борис Владимирович Белянин, специалист в области прикладной газовой динамики.

К середине 50-х годов перед мировой авиацией остро встала проблема проведения лабораторных усталостных испытаний самолётов. Это потребовало создания в стране мощной экспериментальной базы, способной исследовать усталостную прочность различных типов самолётов в лабораторных условиях. Было принято решение построить такую базу в СибНИА и ориентировать институт, в основном, на ресурсные испытания опытной и серийной авиационной техники, что и определило основные направления научной деятельности.

В 1957 году было утверждено проектное задание на реконструкцию института с целью создания в стране второй базы для лабораторных испытаний натурных авиационных конструкций на прочность и ресурс. Тогда же началось строительство уникального корпуса-стенда № 6 — лаборатории статической прочности летательных аппаратов, позволяющей испытывать на прочность самолёты с полётным весом до 500 тонн, габаритами до 80 × 80 × 20 метров.

Строительство корпуса № 6, 1960-й год

В ноябре 1959 года начальником института назначается Виталий Григорьевич Сувернев, специалист в области теоретических и экспериментальных исследований аэродинамики самолёта и прочности авиационных конструкций, ставший позднее доктором технических наук, профессором, лауреатом Государственной премии СССР, Заслуженным деятелем науки и техники РСФСР. С его именем связан тридцатилетний период истории института. Под его руководством и при непосредственном участии был создан комплекс испытательных лабораторий с энергетической и производственной базой, в том числе корпус-стенд № 6. В феврале 1963 года на базе двух отделов лаборатории прочности № 2 было организовано подразделение тепловой прочности, а в августе 1968 года на базе четырёх отделов и модельной мастерской лаборатории прочности — подразделение динамической прочности. В 1969 году оно выделилось в самостоятельную лабораторию № 6 динамической прочности.

В 60-е годы велось интенсивное строительство производственной и экспериментальной баз института. В 1964 году закончен корпус-стенд № 6 с площадью силового пола 10 тысяч квадратных метров, в том же году был заложен фундамент корпуса № 4б для лаборатории динамической прочности, строительство которого было окончено в 1970 году. В 1967 году принят в эксплуатацию корпус № 14 опытного производства, в 1968 году — корпус № 6а участка изготовления технологической оснастки для прочностных испытаний. Производственные площади СибНИА за это время увеличились на 32 тысячи квадратных метров.

В этот же период научные работники института выполняли комплексные исследования в области прочности, аэродинамики и самолётного оборудования.

Корпус № 6

В 1969 году группе сотрудников института (В. Г. Суверневу, С. И. Галкину, В. К. Григорову, В. В. Кузнецову, Э. И. Ожеховскому, Ю. А. Раутману, П. А. Солодову) была присуждена Государственная премия СССР за разработку и внедрение уникального испытательного комплекса на базе корпуса-стенда № 6, не имеющего аналогов в отечественной практике.

В апреле 1972 года организуется лаборатория вычислительной техники № 7 — вычислительный центр института.

В 1974 году завершено строительство уникального стенда ЦИКЛ-1С для усталостных испытаний сверхзвукового пассажирского самолёта Ту-144.

В течение трёх лет для обеспечения испытаний самолёта Ту-144 были построены, оснащены оборудованием и сданы в эксплуатацию корпуса: № 6п холодильной станции ФДС-20М производительностью 1 миллион 300 тысяч килокаллорий в час, № 10 ртутно-преобразовательной подстанции РПП-2 мощностью 25 тысяч киловатт, № 15 станции газового тушения, №№ 41, 44, 45 системы оборотного водоснабжения производительностью 2,6 тысяч кубических метров в час. Проведено расширение главной понизительной подстанции ГПП-35 до мощности 106 тысяч киловатт.

В июле 1977 года было создано подразделение лётно-исследовательских работ под руководством Игоря Алексеевича Лямзина, позже переименованное в лётно-исследовательскую базу, а через год из НИО-2 выделяется лаборатория внешних нагрузок НИЛ-8. В 1981 году была пересмотрена структура научных подразделений института: основными подразделениями стали научно-исследовательские отделения (НИО) и лаборатории (НИЛ), состоящие из отделов и секторов.

В октябре 1984 года организована научно-исследовательская лаборатория для исследований статической прочности авиационных конструкций при высоких и криогенных температурах — НИЛ-10. Формирование коллектива и экспериментальной базы нового, передового направления исследований неразрывно связано с именами ведущих специалистов в этой области — первого начальника отделения Валентина Игнатьевича Стыцюка, его заместителей — Анатолия Фёдоровича Легомина, Валерия Ивановича Лапацкого и Василия Кирилловича Белова, сменившего В. И. Стыцюка на его посту в 1990 году. Под их руководством и при непосредственном участии проведены уникальные испытания образцов и элементов конструкции гиперзвуковой авиационной, ракетной и космической техники, в том числе посадочного лунного модуля пилотируемого космического корабля Л3, ВКС «Буран», крылатых ракет, блоков и головных частей ракет-носителей.

В марте 1985 года создано отделение эксплуатационной нагруженности и усталостной прочности авиаконструкций (НИО-8).

Корпус № 30

К 1986 году масштабная реконструкция института закончилась вводом в эксплуатацию корпуса-стенда № 30 усталостной прочности самолётов с площадью силового пола 5,4 тысячи квадратных метров, максимальным весом испытываемых объектов до 400 тонн и габаритами до 90 × 60 × 20 метров.

Следует отметить вклад заместителя директора по технологическому проектированию Игоря Михайловича Гонтаря, главного инженера Юрия Алексеевича Шустова и начальника ОМТС Фатиха Шакуровича Шакурова в строительство и ввод этого сложного объекта в эксплуатацию.

Отмечая значительные достижения СибНИА в период строительства основной экспериментальной базы, расширения существующих и формирования с её использованием новых направлений фундаментальных и прикладных исследований, необходимо назвать некоторых из его ведущих специалистов — учёных и инженерно-технических работников, являвшихся основными исполнителями и руководителями проводившихся в 50-е – 80-е годы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ: известного советского авиаконструктора Р. Л. Бартини, специалистов в области аэродинамики и динамики полёта летательных аппаратов С. Т. Кашафутдинова, Ю. А. Прудникова, Я. С. Щербака, Э. А. Караваева, Ю. А. Кочеловского, В. А. Мымрина, В. И. Самофалова, В. А. Силантьева, Г. М. Шумского, специалистов в области статической, усталостной, динамической и тепловой прочности авиационных конструкций А. Я. Александрова, Ю. И. Бадрухина, В. К. Белова, Л. Э. Брюккера, Ю. В. Викторова, Н. А. Вишнякова, С. И. Галкина, О. Н. Добкина, Л. П. Железнова, В. В. Ивлиева, В. В. Кабанова, Ал. А. Калюту, Л. М. Куршина, В. П. Лапаева, А. Ф. Легомина, С. А. Носова, Э. И. Ожеховского, Л. Н. Патрикеева, Н. М. Пестова, Л. И. Приказчика, Г. Ф. Рудзей, М. И. Рябинова, Ю. С. Слепака, В. И. Стыцюка, В. Г. Сувернева, В. М. Толкачёва, Ю. И. Усенко, В. И. Шабалина, В. Н. Шабалину, Э. К. Щекатурина; специалистов в области бортового оборудования летательных аппаратов Б. Е. Кравчука, Б. И. Пучкина, М. П. Цапенко, С. Н. Цапника, Г. Е. Каспировича, Г. В. Костина, специалистов в области автоматизированных систем управления А. Н. Серьёзнова, А. А. Скотникова, Л. Н. Степанову, Г. А. Царёву, М. А. Шушакова, специалистов в области лётных испытаний авиационной техники И. Г. Колкера, И. А. Лямзина, Д. Ф. Рыкова, Б. П. Филимонова, конструкторов испытательного и специального оборудования, объектов экспериментальной базы В. К. Григорова, Ю. А. Раутмана, О. Н. Фофанова, А. Г. Шмидта, специалиста в области планирования и организации НИОКР И. Д. Власенко.

Невозможно переоценить роль лучших представителей рабочего класса, подававших пример самоотверженного труда в тяжелейших условиях военного времени, послевоенного восстановления народного хозяйства, масштабного строительства в годы «зрелости и расцвета» СибНИА, в сложный период «перестроек и реформирований». В их числе старейшие работники — награждённый орденом Дружбы народов и медалью «За трудовое отличие» Владимир Владимирович Якимов, пришедший в СибНИА в январе победного 1945 года и отработавший слесарем опытного производства 55 лет, бригадир слесарей опытного производства Николай Николаевич Морозов, награждённый за доблестный труд орденом Ленина, Василий Фролович Жбанов — слесарь-монтажник и бригадир, награждённый орденом Трудового Красного Знамени, обеспечивавший со своими коллегами проведение прочностных испытаний с 1956 по 1998 год, и многие другие сотрудники рабочих специальностей.

В деятельности СибНИА значительное внимание всегда уделялось работе с кадрами и немаловажным фактором при этом являлось развитие социально-бытовой сферы института. За период до 1991 года были построены 22 жилых дома, пионерский лагерь, где ежегодно отдыхали более 500 детей. Имелись два детских комбината, три детских сада и ясли на 880 мест. Летом дети отдыхали на дачах детских садов. Более 150 школьников занимались в 11 кружках Клуба юных техников «Высота», при этом в 7 кружках велась работа по авиационной тематике. Два воспитанника этого Клуба — учащийся школы А. М. Абрамов и учащийся ПТУ Н. В. Платонов стали чемпионами РСФСР по авиамодельному спорту среди юношей.

Институтская столовая, которая считается цехом № 1, обслуживала многочисленный коллектив института. Предполагалось строительство ещё одной столовой в новом инженерно-лабораторном корпусе. Имелись также буфеты в корпусах и три гастрономических магазина на территории института. В живописном бору невдалеке от берега Оби была построена круглогодичная база отдыха «Седова Заимка», где в течение зимы могли отдохнуть более тысячи человек, а летом — более 500 семей. Там же расположился садово-дачный кооператив «Обской садовод», в котором насчитывалось более 400 земельных участков. Всего сотрудники института имели около тысячи земельных участков с жилыми домиками. Для отдыха и спортивных занятий на водно-моторной базе института «Высота» использовались более 300 речных лодок и три теплохода вместимостью около 400 человек, Спортсмены института участвовали во многих соревнованиях союзного и международного уровня, особенно большое внимание уделялось «родным» видам спорта: авиамодельному, планерному, дельта- и мотодельтапланерному.

Авиамоделисты под руководством тренера сборной команды Министерства авиационной промышленности и СибНИА трёхкратного чемпиона МАП, чемпиона РСФСР, мастера спорта и члена сборной команды СССР Геннадия Алексеевича Побежимова участвовали в соревнованиях союзного, республиканского и министерского уровня, неизменно завоёвывая призовые места. С 1960 года из числа сотрудников СибНИА воспитано 12 мастеров спорта СССР, в т. ч. чемпион мира в командном первенстве, двукратный чемпион Европы С. И. Пицкалёв.

Дельтапланеристы института занимали призовые места на первенстве России, на чемпионатах МАП СССР, зональных и межзональных соревнованиях, они неоднократные чемпионы Новосибирской области. В числе призёров — А. А. Савельев, К. В. Пинер, И. А. Артёменко, Н. В. Аракелов, И. Г. Трефилов, В. В. Дубинин.

Особой популярностью в СибНИА пользовались альпинизм и туристские виды спорта, спортивное ориентирование. Спортсмены-любители — сотрудники института — участвовали в чемпионатах СССР, первенствах России, ДСО «Зенит» и «Труд», неоднократно занимая на них призовые места. В числе призёров — Г. Е. Каспирович, В. Н. Николаев, А. Н. Серьёзнов, которые вместе с Е. В. Берёзовой, В. П. Поповым и некоторыми другими входят и в число покорителей памирских «семитысячников» — Пиков Коммунизма, Ленина и Корженевской.

Команда СибНИА — неоднократный чемпион Новосибирской области по водному туризму. Яхтсмены института были постоянными участниками областных и зональных соревнований, занимали первое место в стомильных гонках по классу «Нефрит».

В институте проводились зимние и летние спартакиады, фестивали, смотры художественной самодеятельности, в которых активно участвовали многие сотрудники.

Этот период многие поколения работников СибНИА вспоминают как время расцвета института, наиболее плодотворное по достигнутым результатам.

Во второй половине 80-х годов прошедшего столетия ведущие специалисты СибНИА в качестве руководителей и членов технической комиссии Министерства авиационной промышленности принимали активное участие в организации и проведении Всесоюзных смотров-конкурсов сверхлёгких летательных аппаратов самодеятельной постройки (СЛА), проводившихся в СССР в 1985, 1987, 1989 и 1991 годах, по результатам которых выпущены технические отчёты, оказана практическая помощь конструкторам и пилотам-любителям.

Значительный опыт и результаты работы специалистов института в области лёгкой авиации были учтены и Приказом Министерства авиационной промышленности СССР № 241 от 16 мая 1988 года СибНИА получает статус головного НИИ по разработке технической политики и концепции развития, а также координации НИОКР и других работ в области создания спортивных, учебных, сельскохозяйственных, административных и других лёгких дозвуковых и сверхзвуковых летательных аппаратов.

В 1989 году на должность начальника института был избран доктор технических наук, профессор, лауреат премии Совета Министров СССР Алексей Николаевич Серьёзнов, специалист в области автоматизации прочностных экспериментов, работающий в СибНИА с 1958 года.

Труднейшие перестроечные годы внесли кардинальные коррективы в планы развития института. Особенно тяжёлые времена наступили после 1991 года. Перебои с бюджетным финансированием переросли в многомесячное его отсутствие. Резко снизился объём заказов на прочностные испытания. Численность сотрудников института значительно уменьшилась, резко сократились объёмы научных исследований. А испытания многих летательных аппаратов были вынужденно остановлены из-за отсутствия их финансирования. Экономическая ситуация в стране явилась жёстким экзаменом для коллектива института и его руководства на зрелость, профессионализм, способность находить неординарные решения в нестандартных ситуациях и, не в последнюю очередь, на патриотизм и преданность своему делу. К чести руководства института следует отнести сохранение основного кадрового, научного и производственного потенциала в условиях этому нисколько не способствовавших, максимально эффективное использование этого потенциала для продолжения исследований на основных направлениях деятельности СибНИА и развёртывания конверсионных работ.

Несмотря на имевшиеся проблемы обеспечения функционирования научно-исследовательского комплекса, в этот непростой для института период 1990-х – начала 2000-х годов в области исследования аэродинамики летательных аппаратов разработана теория полёта на больших углах атаки, начаты и проведены прочностные испытания известных военных и гражданских самолётов Су-25УБ, Су-27, Су-30МКИ, Су-33, Су-34, Су-80, Ту-22М3, Ту-204, испытаны шасси самолётов Ан-70, Ан-72, Ан-74, Ан-124, Ан-148, Ан-225, Ил-96-300, Ил-114, М-55, МиГ-23, Су-24, Ту-22М3, Ту-160, Ту-204, Ту-214, Ту-334, Як-42, «винтоплана» Ми-30.

Продолжалась редакционно-издательская деятельность: выпущены научные труды СибНИА, монографии по основным направлениям проводимых в СибНИА исследований, методические пособия и нормативные документы для конструкторов и пилотов-любителей, «Руководство для конструкторов летательных аппаратов самодеятельной постройки» (в 2-х томах), ставшее классическим, в своём роде, изданием, пользующимся большой популярностью в среде конструкторов-любителей.

В СибНИА проведён ряд семинаров, международных и всероссийских научно-технических конференций, традиционных Чаплыгинских чтений. Специалисты института активно и с большой пользой для решаемых задач участвовали в научно-технических мероприятиях предприятий и организаций авиационной промышленности и смежных с ней отраслей, Академии наук России.

Признанием значительного, а зачастую и решающего вклада учёных, научных сотрудников и специалистов СибНИА в развитие ряда направлений авиационной науки и обеспечение выдающихся лётно-технических характеристик образцов авиационной техники явилось присуждение в 1996 году Государственной премии Российской Федерации Станиславу Тиморкаевичу Кашафутдинову, кандидату технических наук, доценту, заместителю директора института по научной работе, за работы по формированию аэродинамической компоновки семейства самолётов Су-27 и в 2003 году — С. Т. Кашафутдинову и начальнику НИО-1 Сергею Григорьевичу Деришеву за участие в разработке аэродинамической компоновки модельного ряда спортивных самолётов Су-26, Су-29, Су-31 и их модификаций.

23 марта 1999 года Приказом № 117 Министерства Экономики Российской Федерации утверждён Устав Федерального государственного унитарного предприятия «Сибирский научно-исследовательский институт авиации имени С. А. Чаплыгина» (ФГУП «СибНИА им. С. А. Чаплыгина»).

12 июля 2007 года по результатам отраслевого конкурса директором СибНИА назначен Владимир Евгеньевич Барсук, специалист в области лётных исследований.

С начала 2000-х годов экономическая политика государства была скорректирована в сторону поддержки и развития реального сектора экономики. Авиационная промышленность выбрана одним из локомотивов, призванных вывести экономику России на передовые мировые рубежи.

Сегодня Президент и Правительство прикладывают значительные усилия по восстановлению и развитию отрасли. Разработаны и приняты такие основополагающие нормативные акты как:

- Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года;

- Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года;

- Приоритетные направления развития науки, технологий и техники в РФ и перечень критических технологий Российской Федерации;

- Основы государственной политики РФ в области авиационной деятельности на период до 2020 года;

- Государственная программа «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы»;

- Федеральная целевая программа «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011–2020 годы»;

- Транспортная стратегия РФ на период до 2030 года;

- Федеральный закон о Национальном исследовательском центре «Институт имени Н.Е. Жуковского».

В соответствии с этими документами начата целенаправленная работа по мониторингу отечественных технологий и составлению единого государственного реестра базовых и критических технологий. Следует отметить, что ни в Советском Союзе, ни в современной России не было опыта подобной работы. Предстоит паспортизировать огромный объём созданных ранее технологий, оценить структуру и качество материального и кадрового обеспечения, имеющегося для их поддержания. Эта работа необходима не только для систематизации имеющихся активов и поддержания технологий в актуальном состоянии, но и для принятия решений о дальнейшем развитии интеллектуальной и технологической базы авиационной промышленности.

Одновременно с этим формируются планы по обеспечению технологического превосходства авиастроительной отрасли России и конкурентоспособности её научно-исследовательской инфраструктуры. СибНИА принимает самое активное участие в этой работе. Специалисты института представлены в качестве экспертов в различных рабочих группах, формирующих контуры планов по созданию научно-технического задела отрасли на долгосрочный период, определяющих характеристики перспективных изделий авиационной техники.

Приоритетными направлениями деятельности отрасли на ближайшие 20 лет станут прогнозные и поисковые исследования развития авиационной техники, проектирование авиационных конструкций, математическое и полунатурное моделирование, совершенствование методик наземных и лётных испытаний, развитие экспериментального производства, стандартизация и нормативно-техническое обеспечение, в том числе — создание единой базы данных и «Интернет-пространства» отрасли.

Наработки СибНИА, других отраслевых НИИ и сформированных на их базе специализированных рабочих групп оформлены в комплексной государственной программе «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы». Помимо решения задачи формальной определённости стратегического планирования отрасли эта программа создает основу для формирования некой коммуникационной среды между отраслевыми НИИ, Объединённой авиастроительной корпорацией и властными структурами. Это позволяет организовать многосторонний диалог на базе понятных сторонам формальных терминов, таких как «технологические платформы» и сформированные для их реализации «дорожные карты».

В настоящее время ФГУП «СибНИА им. С.А. Чаплыгина» находится в ведомственном подчинении ФГБУ «НИЦ «Институт им. Н.Е. Жуковского» и помимо решения основных традиционных задач выполняет роль ведущей по направлению «Авиационная техника малой авиации» научно-исследовательской организации оборонно-промышленного комплекса России (на основании решения Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 28 декабря 2012 года).

ФГУП «СибНИА им. С.А. Чаплыгина» включен в официальный Перечень стратегических предприятий (Указ Президента РФ № 1009 от 24.08.2004 г. в редакции от 6.10.2015 года).

ФГУП «СибНИА им. С.А. Чаплыгина» включен в официальный Перечень стратегических организаций, обеспечивающих реализацию единой государственной политики (Распоряжение Правительства РФ № 1226-р от 20.08.2009 г. в редакции от 28.08.2015 года).

ФГУП «СибНИА им. С.А. Чаплыгина» является одной из основных системообразующих научно-исследовательских организаций, занимает лидирующие позиции на российском рынке научной и инновационной продукции в области авиастроения.

Привычная для СибНИА сфера деятельности в области аэродинамических исследований, экспериментальных лабораторных и стендовых исследований и испытаний натурных конструкций в настоящее время значительно расширилась. Освоены и совершенствуются технологии безбумажного проектирования образцов авиационной техники, моделирования аэродинамических и прочностных характеристик летательных аппаратов, технологии мониторинга и документирования состояния конструкций воздушных судов в реальном времени. СибНИА с конца 80-х годов продолжает выполнять функции головного предприятия отрасли по малой авиации. В этой связи институтом разработаны и освоены методики проведения лётных испытаний лёгких самолётов с применением технологий спутниковой навигации, другие методики исследований с использованием современных информационных технологий и информационно-измерительных систем, в том числе на основе бортового искусственного интеллекта, разработкой и внедрением которых, наряду с созданием программно-математического обеспечения, занимается образованное в 2003 году на базе сектора лётно-исследовательской базы института научно-исследовательское отделение информационных технологий (НИО-3).

Начало деятельности СибНИА в области малой авиации относится ко времени выхода упомянутого ранее приказа МАП СССР № 241 от 16 мая 1988 года. Первыми работами, выполненными под руководством заместителя директора по спортивной, сверхлёгкой и сельскохозяйственной авиации (на тот момент) С. Т. Кашафутдинова с активным участием ведущих специалистов института в области аэродинамики, прочности и надёжности авиационной техники Ю. Н. Темлякова, Ю. А. Кочеловского, Ю. И. Бадрухина, Ал. А. Калюты и других, были анализ и выдача заключений на технические предложения и эскизные проекты лёгких летательных аппаратов классических и нетрадиционных схем, подготовленных серийными ОКБ и конструкторами-любителями.

В дальнейшем наработки этого направления и значительный положительный опыт, приобретённый в процессе интенсивной работы специалистов СибНИА, а также устойчиво растущий спрос на научно-технические услуги института в области создания лёгкомоторных летательных аппаратов и осознанная руководством государства необходимость возрождения малой авиации России привели к созданию в 2003 году специализированного научно-исследовательского отделения сопровождения создания и эксплуатации авиационной техники (НИО-9) под руководством Александра Андреевича Калюты — ведущего специалиста этого направления, начавшего трудовую деятельность в СибНИА в 1968 году и внёсшего значительный вклад в решение ряда фундаментальных и прикладных задач конструкционной прочности, проблем стареющей авиационной техники и её эксплуатации по техническому состоянию.

Летом 2000 года в составе лётно-исследовательской базы СибНИА была создана бригада по ремонту и восстановлению авиационной техники. После ряда структурных изменений она в 2010 году выделилась в самостоятельное отделение производства авиационных конструкций (ОПАК).

Стабилизатор Ил-112

Компоновка оборудования

В 2007 году было создано опытно-конструкторское бюро, большую часть штата которого составили молодые специалисты — выпускники технических университетов. К настоящему времени ОКБ выполнило широкий спектр работ, значимых для развития авиационной техники в Российской Федерации. Наиболее важными и характеризующими профессионализм сотрудников являются следующие:

- по договору с ОАО «Авиационный комплекс им. С. В. Ильюшина» проведён полный цикл проектирования и создания конструкторской документации кессонной части крыла и топливной системы тяжёлого транспортного самолёта Ил-476 и самолета-заправщика Ил-478, стабилизатора и механизации крыла лёгкого транспортного самолёта Ил-112;

- выполнены опытно-конструкторские работы по оборудованию самолётов Як-40 и Ан-24 аппаратурой лётного контроля АСЛК, работы по установке оборудования для аэрофотосъёмки на самолёты Ту-134 и Ан-2;

- проведены опытно-конструкторские работы по глубокой модернизации аэродинамической трубы малых дозвуковых скоростей Т-203 СибНИА в рамках Федеральной целевой программы;

- произведено переоборудование салона Як-40 стандартной компоновки в салон бизнес-класса;

- выполнены работы по технологической подготовке производства деталей капота двигателей Д-30КП «Бурлак»;

- проведены работы по изменению аэродинамического профиля элементов крыла Як-40 (следует отметить, что новые детали крыла созданы из композиционных материалов с применением современных методов вакуумного формования);

- произведено переоборудование самолёта Ту-134 в летающую лабораторию для испытаний БРЭО ракеты «БраМос».

Помимо перечисленных работ коллективом ОКБ выполняется широкий спектр задач в областях общетехнических знаний и связанных с производством и развитием авиационной техники:

- участие в работах по наземным испытаниям самолётов марки «Сухой» — создание расчётных схем различных видов испытаний, проектирование наземного оборудования;

- проектирование оснастки для обработки деталей на станках с ЧПУ;

- создание внутренней компоновки приборов, установка дополнительного радиооборудования;

- расчёт на прочность элементов конструкции летательных аппаратов, расчёт на прочность металлических конструкций.

В ОКБ разработана конструкция головного образца стенда второго поколения для проверки электрогидромеханических агрегатов управления вертолётами типа Ми-8 и их последующих модификаций.

Стенд для проверки агрегатов управления вертолётом Ми-8

Стенд предусматривает исключение ручного труда при работе, замену всего контрольного оборудования электронными датчиками. Регистрация и фиксация показаний датчиков производится записывающей системой компьютера. Для визуального оперативного контроля режима работы стенда предусматривается выведение показаний датчиков на экран монитора. Регистрация показаний ведется непрерывно в реальном масштабе времени без вмешательства оператора. Программное обеспечение выдает результаты замеров в обработанном для анализа виде, например — скорость перемещения. Переключение режимов работы, то есть открытие и закрытие кранов, выполняется по сигналам с компьютера, сигналы выдаются от кнопочного переключателя.

Сегодня работа ОКБ тесно связана с такими перспективными проектами как ремоторизация самолётов Ан-2 и Як-40, отработка компоновок воздушных судов под задачи заказчика. В частности, в 2010 году с целью возрождения малой авиации России руководством СибНИА был предложен проект по модернизации самолета Ан-2 посредством замены штатной силовой установки на газотурбинный двигатель TPE331-12 производства «Honeywell Inc.», США. Замена поршневого двигателя АШ-62ИР, производство которого прекращено несколько десятилетий назад, на двигатель ТРЕ331-12 позволила отказаться от использования дефицитного авиационного бензина и снизить эксплуатационные затраты за счёт снижения стоимости топлива (керосин в 5 раз дешевле авиационного бензина) и уменьшения его расхода, а также увеличения ресурса двигателя. Модернизированный самолет получил обозначение ТВС-2МС.

Модернизированный самолет ТВС-2МС
с двигателем ТРЕ331-12

По результатам лётно-конструкторских испытаний самолёта подтверждено: улучшение лётно-технических характеристик на 15…20%, снижение уровня шума и вибраций от силовой установки, увеличение дальности полёта при полной загрузке в 1,6 раза, улучшение температурных условий в пассажирской и пилотской кабинах, снижение удельного расхода топлива, снижение массы пустого самолёта, обеспечение возможности автономной эксплуатации самолёта.

На конец 2015 года модернизировано более 20 самолётов Ан-2 в вариант ТВС-2МС. Эксплуатантами являются: ГАУ «Амурская Авиабаза», А/К «АЛРОСА», Новосибирский АСК ДОСААФ России, ООО «Русавиапром» и ФГУП «СибНИА». Планируемый объём модернизации на 2016 год — 20 самолётов модификации ТВС-2МС.

Стоит отметить, что структура и идеология проекта модернизации самолета Ан-2, включая этапы разработки, подготовки производства, сертификации, организации серийного производства при непосредственном взаимодействии с будущими эксплуатантами ВС, будет взята за основу при создании воздушных судов малой авиации нового поколения.

Согласно решению Министерства промышленности и торговли России в 2013 году ФГУП «СибНИА им. С.А. Чаплыгина» назначено ведущей научно-исследовательской организацией Минпромторга России по направлению «Авиационная техника малой авиации». Ввиду этого в институте начались и продолжаются в настоящее время широкомасштабные поисковые и прикладные научные исследования, обеспечивающие формирование научно-технического задела в области создания перспективных региональных и местных авиатранспортных систем гражданского назначения с учетом сопровождения на всех этапах жизненного цикла.

В 2013-2014 гг. в СибНИА по заказу Минпромторга России в рамках Федеральной целевой программы «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года» выполнена НИОКР «Комплексные исследования в области создания перспективных региональных и местных авиатранспортных систем» (шифр «Малая авиация»). Впервые за последние десятилетия в СибНИА решена комплексная многодисциплинарная задача – создан летающий образец-демонстратор технологий.

В процессе выполнения НИОКР сформирован банк данных конструктивно-технологических методов разработки самолетов размерностью 9-19 мест с взлетным весом до 8600 кг, в том числе:

- отработка облика и компоновки ЛА с учетом применяемых видов авиационных конструкций;

- анализ аэродинамики и аэродинамической компоновки ВС;

- исследование методов оценки прочности, обеспечения ресурса и живучести;

- выбор конструктивно-силовой схемы, формирование базы данных применяемых материалов;

- отработка методологии проектирования и инженерного анализа с учетом нормативных баз данных и использованием современных систем проектирования;

- анализ и выбор технологий производства с учетом экономических показателей, включая подготовку производства;

- формирование принципов построения и организация системы поддержания летной годности и послепродажного обслуживания ВС.

Основная роль НИОКР «Малая авиация» заключается в формировании научно-технического задела создания новых ВС для местных воздушных линий (МВЛ), при этом основными результатами реализации программы являются:

- анализ и прогноз спроса и потребности в новых ВС по классам и группам, а также их привязки к регионам РФ, в том числе с учетом анализа дефицита и избытка провозной способности парка;

- комплекс технических требований к перспективным летательным аппаратам малой авиации с указанием допустимых граничных и оптимальных значений для каждого значимого параметра;

- разработка комплексных мер по созданию процедур сертификации и стандартизации авиационной техники (АТ) из полимерных композиционных материалов (ПКМ);

- анализ новых технологий и их влияние на ценообразование для конструкций самолетов с взлетным весом до 8600 кг;

- разработка предложений и формирование приоритетных направлений и критериев развития легких многоцелевых самолетов (ЛМС) в России на ближайшие годы и дальнюю перспективу.

Результаты работы предназначены для передачи ОКБ отрасли в целях разработки перспективных ВС вместимостью 9-19 кресел и организации в дальнейшем их производства серийными авиационными заводами. На созданных образцах и конструкциях планера самолета семейства 9-19 мест продемонстрированы перспективные решения по аэродинамике, прочности, конструктивному облику и технологиям изготовления элементов конструкции и агрегатов планера из современных композиционных материалов, обеспечивающие возможность разработки и производства конкурентоспособных ЛА малой авиации в России на ближайшие годы и дальнюю перспективу.

Самолет-демонстратор технологий ТВС-2ДТ
в небе МАКС-2015

В 2014 году в рамках проведенных НИОКР по ЛМС 9-19 создан демонстратор в компоновке моноплан и испытан в объеме 6 летных часов, а в 2015 году - демонстратор компоновки биплан и нового оперения и испытан в объеме 40 часов. Получен научно-технический задел по разработке перспективного самолета на 9–19 мест из ПКМ в первую очередь на замену Ан-2. Создан опытный образец демонстратора 9 местного самолета с цельнокомпозитным крылом замкнутого контура и цельнокомпозитным хвостовым оперением (обозначение ТВС-2ДТ). Самолет прошел необходимые этапы ЛКИ и был представлен на МАКС-2015. Разработан и изготовлен отсек фюзеляжа 19 местного самолета. Проведены исследования по прочности и усталостной долговечности более 4000 образцов из ПКМ и конструктивно-подобных элементов из них.

Следует отметить, что научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, выполненные в 2013-2015 годах в рамках работы «Малая авиация» и «Бриз» уже сегодня нашли практическое применение и серийно реализуются на модификации самолета Ан-2 – ТВС-2МС с турбовинтовым двигателем ТРЕ331 компании Honeywell. Самолет ТВС-2МС получил Аттестат о годности к эксплуатации и может использоваться на регулярных коммерческих перевозках. В 2014-2015 гг. суммарный налёт модернизированных самолетов составил более 3 000 ч.

Стоит отметить, что в рамках работ по модернизации Ан-2 на сегодняшний день подготовлены 72 пилота и 57 техников, модернизировано 20 самолетов, из них 14 находятся в эксплуатации. Структура и идеология проекта модернизации самолета Ан-2, включая этапы разработки, подготовки производства, сертификации, организации серийного производства при непосредственном взаимодействии с будущими эксплуатантами ВС, взята за основу при создании воздушных судов малой авиации нового поколения.

Кроме того, в адрес СибНИА уже поступили заявки от ряда компаний на предоставление КД с целью оценки возможности серийного производства разработанного демонстратора из ПКМ – самолета ТВС-2ДТ. Заинтересованность в локалицазции производства самолета ТВС-2МС, а также цельнокомпозитном самолете ТВС-2ДТ проявила КНР. При этом на согласовании уже находится лицензионное соглашение.

Т.е. в целом те работы, которые были выполнены в рамках НИР и ОКР нашли практическое применение и уже серийно реализуются на предприятиях изготовителях и являются базой для разработки перспективных самолетов. При этом реализация осуществляется за счет привлечения частного капитала и инвестиций, а не за счет средств Государственного бюджета.

На основе работ, выполненных в 2013-2015 гг. рекомендовано в 2016 году проведение разработки и создания опытного предсерийного образца ЛМС на 9 мест (Литера «О») для дальнейшей передачи его на сертификационные испытания. Результаты проведенных в 2013-2015 гг. НИОКР будут использованы в работах по сертификации разрабатываемого семейства ЛМС 9-19 в 2016-2018 гг.

Одним из основных направлений деятельности отделения производства авиационных конструкций (ОПАК) является выполнение доработок конструкций летающих лабораторий лётно-исследовательской базы СибНИА. В рамках этого направления выполняется разработка и совершенствование технологии ремонта и восстановления авиационной техники, обоснование замены конструкционных материалов деталей и агрегатов унифицированными типами или их аналогами. В 2008 и 2009 годах отделение участвовало в работах по оборудованию летающих лабораторий Як-40 и Ан-24 аппаратурой лётного контроля АСЛК-5000, Ту-134А — аппаратурой для выполнения многофункциональной трассовой съёмки земной поверхности в инфракрасной и видимой части спектра, Ан-2 — аппаратурой аэрофотосъёмки.

ОПАК в последние годы выполнило контрольно-восстановительные работы на трёх самолётах Ан-2, двух самолётах Л-29, а также самолётах-амфибиях Л-6М и Л-6СВ. В 2007 году для музея Иркутского авиационного завода был построен в масштабе 1:1 макет самолёта-истребителя И-14, в 2008 году для города Мытищи Московской области был изготовлен макет самолёта По-2 для установки в качестве памятника. Изготовление и окончательная сборка макета на месте возведения памятника были выполнены в срок (в канун Дня Победы) специалистами отделения.

Макет истребителя И-14 в процессе изготовления

ОПАК совместно с НИО-9 оказывает помощь аэроклубам, выполняя ремонт и восстановление агрегатов спортивных самолётов и планеров. Постоянно наращивая и модернизируя свою производственную базу, отделение совместно со специалистами ОКБ изготавливает опытные образцы агрегатов самолётов, в том числе из композиционных материалов.

В настоящее время в рамках Федеральной целевой программы «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002–2010 годы и на период до 2015 года» институт проводит исследования по повышению аэродинамического и весового совершенства гражданских самолётов, обеспечению ресурса их конструкции, надёжности бортового оборудования, безопасности полёта, ведёт разработку современных методов лабораторных и лётных испытаний.

Продолжается работа института по испытаниям образцов авиационной техники. Сейчас испытания на прочность и ресурс в СибНИА проходят несколько современных самолётов, в том числе — всемирно известные Су-34, Су-35, Ту-204 и другие. Ведутся работы в обеспечение создания и отработки ресурса регионального самолёта SSJ-100, выполняемые для ЗАО «Гражданские самолёты Сухого» в обеспечение практической реализации «Программы создания семейства российских региональных самолётов (RRJ)», ориентированные на решение поставленных в вышеназванной Федеральной целевой программе задач по повышению коэффициента безопасности полётов в 5 раз и увеличению ресурса авиатехники в 2–3 раза применительно к самолётам семейства RRJ, а также на формирование пакета доказательной документации в целях сертификации типа для самолёта «Sukhoi SuperJet».

Ближне-среднемагистральный пассажирский самолёт
«Sukhoi SuperJet-100» серийный № 95006
на ресурсных испытаниях в СибНИА

При создании стенда для испытаний «SuperJet» был выдвинут ряд совершенно новых требований: создание структуры информационного обмена и лингвистического сопряжения автоматической системы управления нагружением с независимой системой контроля воспроизводимых нагрузок, системой оперативного анализа, представления и интерпретации результатов ресурсных и статических испытаний, системами контроля целостности и напряжённо-деформированного состояния конструкции, системой стабилизации. Спектр нагружения планера «SuperJet» должен представлять собой сочетание около 140-ка различных сегментов, из которых составляются лабораторные полёты, которые, в свою очередь, объединены в блоки. Все поставленные перед коллективом института задачи по созданию стенда и проведению первого этапа испытаний были успешно решены.

Активно ведутся работы по программам создания боевого авиационного комплекса пятого поколения (ПАК ФА), ближне-среднемагистрального самолёта МС-21, а также перспективных транспортных самолётов различного класса и других летательных аппаратов, создаётся научно-технический задел по созданию дальнемагистрального самолёта и перспективной технологической платформы «Самолёт-2020».

В процессе подготовки к испытаниям и испытаний самолётов выполняются экспериментально-расчётные исследования статической прочности и сопротивления усталости конструкции и расчётный анализ конструкций с концентраторами напряжений. Разрабатываются алгоритмы и программы расчёта прочности и устойчивости при произвольном нагружении, включая нагрев. Выполняются расчёты существенно нелинейных напряжённо-деформированных состояний гибких упругих анизотропных оболочек и стержней произвольной формы. Разработаны алгоритм и программы прочностного расчёта сверхлёгких самолётов, дельтапланов. Разработаны методика расчёта и технология изготовления элементов конструкций из композитного материала — боралюминия.

Лётные испытания истребителя МиГ-3,
восстановленного ЗАО «Авиареставрация»

С 1995 года институт участвует в восстановлении раритетных машин времен Великой Отечественной войны. Их сборкой занимаются специалисты ЗАО «Авиареставрация», специалисты СибНИА контролируют процесс восстановления, отслеживают технологию и «ставят самолёты на крыло».

Сегодня в мире насчитывается около 2000 летающих исторических самолетов, при этом российских – не более 50. Совместно с ЗАО «Авиареставрация» в СибНИА восстановлено порядка 40 единиц ВС, из них 18 доведено до летного состояния (истребители И-153, И-16, ДИТ, высотный истребитель МиГ-3, легендарный штурмовик Ил-2). Основной задачей работ СибНИА в этом направлении в ближайшие годы должно стать создание летающей коллекции «Крылатая память победы».

Вывоз бака окислителя РН «Протон-М»
к месту разделки на внешней подвеске вертолёта Ми-8Т

Новое направление «космической» тематики появилось в институте в 2001 году в виде авиационных работ по обеспечению безопасной эксплуатации районов падения отделяющихся частей ракет-носителей или межконтинентальных баллистических ракет.

Значительное место в работах, проводимых СибНИА, занимает тема малой авиации:

- разработка нормативно-правовых и нормативно-технических предложений, концептуальных и программных документов по развитию малой авиации, производству авиационной техники, возрождению наземной инфраструктуры, адаптации системы организации воздушного движения в интересах малой авиации, методических и справочных материалов для конструкторов, эксплуатантов авиационной техники, программ, методик обследования технического состояния и лётных, лётно-конструкторских и лётно-прочностных испытаний лёгких летательных аппаратов;

- подготовка сертификационных и квалификационных базисов и таблиц соответствия, заключений; освидетельствование единичных экземпляров воздушных судов на соответствие требованиям нормативно-технической документации;

- разработка рекомендаций по применению традиционных, новых и перспективных металлических, неметаллических и композиционных конструкционных материалов, по доработкам исходной конструкции, обеспечению и повышению лётно-технических характеристик, статической и ди намической прочности, ресурса летательных аппаратов, надёжности функционирования систем, по повышению безопасности лётного эксперимента и обеспечению безопасной эксплуатации по техническому состоянию, по доводке и доработкам летательных аппаратов по результатам освидетельствований и лётно-конструкторских испытаний, оценка технического состояния и лётной годности единичных экземпляров воздушных судов;

- анализ проектов летательных аппаратов самодеятельных конструкторов и конструкторских коллективов, подготовка отзывов, рекомендаций и заключений; экспертиза конструкторско-технологической, эксплуатационно-технической, доказательной документации, мониторинг технического состояния поднадзорной авиационной техники.

В институте на протяжении всех лет его существования проводятся работы по конверсионным направлениям для различных отраслей народного хозяйства: испытания машиностроительных конструкций, создание стендов с системами управления для железнодорожного транспорта, испытания горно-шахтного оборудования, обследование и испытания оборудования для нефтегазовой промышленности и многие другие работы. Для централизации и координации выполняемых работ, оптимизации технологии решения прикладных задач, проведения исследований и оказания услуг в этой области в СибНИА в 2004 году создано специализированное научно-исследовательское отделение диагностики и промышленной безопасности (НИО-5), основными направлениями деятельности которого являются: техническое диагностирование и экспертиза трубопроводов, резервуаров хранения ГСМ, железнодорожных подъездных путей, зданий и сооружений, автотранспорта, перевозящего горюче-смазочные материалы, грузоподъёмных механизмов, опорно-мачтовых сооружений, газового оборудования; обследование и оценка технического состояния зданий и сооружений промышленного и гражданского назначения, включая объекты повышенной опасности, в том числе — фундаментов, несущих конструкций зданий и сооружений, ограждающих конструкций зданий и сооружений, инженерных сетей и коммуникаций, мостовых сооружений, подкрановых путей, дымовых и вентиляционных труб, мачт, антенных сооружений.

ФГУП «СибНИА им. С.А. Чаплыгина» - крупнейший авиационный центр на Востоке страны с уникальной экспериментальной базой, исследовательскими лабораториями и коллективом высококвалифицированных специалистов, работающих на различных направлениях авиационной науки: аэродинамика и динамика полёта летательных аппаратов, статическая, усталостная, тепловая и динамическая прочность авиационных конструкций, исследование бортового оборудования, ресурсных характеристик летательных аппаратов различных типов, лётные испытания, научно-техническое сопровождение создания, эксплуатации и ремонта авиационной техники, разработка, производство, восстановление и ремонт авиационной техники.

Аэродинамические исследования модели Су-27
в аэродинамической трубе малых дозвуковых скоростей Т-203

В структуре института 8 научно-исследовательских отделений, при ФГУП «СибНИА им. С.А. Чаплыгина» создан и аккредитован Авиационным регистром Межгосударственного авиационного комитета и Госстандартом России испытательный центр «ИЦ СибНИА» в составе пяти тематических лабораторий, подвергающихся ежегодному инспекционному контролю со стороны Авиационного регистра и Госстандарта. Система менеджмента качества института сертифицирована на соответствие международным авиационным стандартам ISO 9001 и АС 9100.

Характеризуя роль ФГУП «СибНИА им. С.А. Чаплыгина» в авиационной науке необходимо отметить, что за прошедшие годы в институте проведены статические и ресурсные испытания более 170 самолётов различных типов и около 200 агрегатов на отдельных стендах, более 250 опор шасси, 910 агрегатов и панельных фрагментов самолётов и вертолётов на виброустойчивость и выносливость при действии акустических нагрузок, около 200 моделей испытаны на флаттер в аэродинамической трубе, более 200 самолётов прошли частотные испытания. Проведены многочисленные (около 2000 моделей) исследования аэродинамики самолётов различных компоновок и назначений практически всех отечественных ОКБ, экранопланов, подводных лодок, других транспортных средств и архитектурных сооружений. Создано около 20 летающих лабораторий на базе самолётов Ан-2, Ан-24, Л-29, Ту-124, Ту-134, Ту-154, Як-40, вертолётов Ка-32 и Ми-8. Выполнено более 100 программ лётных испытаний летательных аппаратов и авиационного оборудования, в том числе лёгких и сверхлёгких летательных аппаратов, с использованием разработанных уникальных методик и специализированного оборудования.

В качестве примеров эффективности, уровня и масштабности проведённых исследований и выполненных разработок новых методов проведения испытаний авиационной техники можно привести следующие:

- исследования прочности и выносливости самолёта Ту-104 позволили получить экономический эффект более 450 миллионов долларов;

- впервые в мировой практике в 1967 году были проведены испытания на выносливость фюзеляжей пассажирских самолётов без использования гидробассейна - циклическим наддувом сжатым воздухом и решена проблема безопасности таких испытаний;

- общий объём испытаний моделей в аэродинамической трубе Т-203 в обоснование компоновки и аэродинамических характеристик самолёта Су-27 составил около 10 тысяч часов.

К наиболее значимым достижениям коллектива СибНИА можно отнести:

Аэродинамическая труба Т-205М

- исследование и участие в создании аэродинамической компоновки (в процессе самостоятельно проведённых и совместных со специалистами ЦАГИ работ): всех типов экранопланов, созданных в СССР; самолёта Су-27 и его модификаций; модельного ряда спортивных акробатических самолётов семейства Су-26, Су-29, Су-31 и их модификаций; самолётов различных типов и других летательных аппаратов, созданных в СССР и России, в том числе воздушно-космического самолёта «Буран»;

- обеспечение прочности и долговечности большинства серийных гражданских и военных самолётов, созданных в СССР в послевоенные годы, в том числе: Ил-18, Ил-62, Ил-76, Су-27, Су-30, Су-33, Су-34, Ту-104, Ту-124, Ту-134, Ту-154, Ту-204, Ту-95, Ту-22М3;

- разработка, создание и наладка уникального теплопрочностного стенда, разработка и освоение методики натурных теплопрочностных испытаний сверхзвукового пассажирского самолета в обеспечение первоначального ресурса парка самолётов Ту-144;

- проведение исследований и разработка мер, обеспечивающих надёжность и прочность взлётно-посадочных устройств (шасси) практически всех самолётов страны;

- разработка оригинальной методики испытаний авиакосмических объектов без использования высокотемпературных вакуумных камер;

- разработка оригинальной методики акустических испытаний объектов авиакосмической техники на основе эффекта бегущей акустической волны;

- разработка уникальных средств измерения, контроля и диагностики для получения информации в процессе испытаний на прочность;

- разработка теоретических основ расчёта и проектирования трёхслойных оболочек, широкофюзеляжных и боевых самолётов с учётом повреждений.

Копёр К-100

Экспериментальная база института позволяет проводить статические, усталостные и динамические испытания натурных конструкций летательных аппаратов весом до 500 тонн, агрегатов и фрагментов конструкций, аэродинамические исследования по разработке облика летательных аппаратов, доводке разрабатываемых перспективных летательных аппаратов, а также серийно выпускаемых изделий авиационной техники, лётные испытания серийных и опытных летательных аппаратов, а также авиационного оборудования. Более 90% экспериментального оборудования включено в Реестр Уникальной Стендовой базы оборонно-промышленного комплекса.

Среди стендов и оборудования необходимо отметить:

- аэродинамическую трубу Т-203 малых дозвуковых скоростей непрерывного действия с открытой рабочей частью, равномерно регулируемой скоростью потока от 10 до 90 м/с, оборудованную набором автоматических шестикомпонентных весов, установками для исследования нестационарной аэродинамики, многоканальной системой измерения распределения давления, установками для исследования режимов сваливания, штопора, влияния работы силовой установки и поверхности земли;

- аэродинамическую трубу Т-205М трансзвуковых скоростей непрерывного действия с закрытой рабочей частью, со скоростью потока в трубе, соответствующей числам М от 0,4 до 1,75, оборудованную автоматическими шести- и трёхкомпонентными весами, установками для исследования нестационарной аэродинамики, оптической теневой установкой, автоматическим манометрическим оборудованием;

- 3 испытательных корпуса-стенда для натурных испытаний авиационной, ракетной и космической техники общей площадью 15 400 м2, высотой более 30 м, в том числе корпус-стенд с уникальным силовым потолком площадью 6 400 м2;

- комплекс стендов для испытаний взлётно-посадочных устройств летательных аппаратов с посадочным весом от 0,1 до 500 т (6 копров, позволяющих воспроизводить нагрузки от 0,075 до 150 т);

- комплекс электрогидравлических испытательных машин двустороннего действия с воспроизводимым усилием до 1000 т;

Летающая лаборатория Як-40

- летающие лаборатории Ан-2, Л-29, Ми-8Т, Ту-134А, Як-40, оснащённые современными информационно-измерительными комплексами позволяющими выполнять исследование внешних воздействий и создание на этой базе их многомерной, дифференциальной модели, исследование нагрузок, действующих на самолёт в типовом полёте, исследование усталостной долговечности элементов авиаконструкций, проводить испытания радиосветотехнических систем обеспечения полётов и решать другие прикладные задачи.

В настоящее время в рамках государственного контракта проводятся масштабные работы по капитальному ремонту, реконструкции и обновлению экспериментальной базы СибНИА, позволяющие решать любые перспективные задачи в области исследований авиационной техники.

С целью снижения тепловых потерь и обеспечения нормативного температурного режима в помещениях в период 2011-2015 гг. выполнена реконструкция зданий и сооружений института путем замены существующих витражей и оконных блоков на алюминиевые и пластиковые с герметичными стеклопакетами, утеплением и обустройством вентилируемых фасадов, монтажом современных систем вентиляции и систем лучистого обогрева.

На территории от Урала до Камчатки ФГУП «СибНИА им. С.А. Чаплыгина» является единственным многопрофильным авиационным центром, оснащённым современным оборудованием и располагающим квалифицированными кадрами, способными решать многие практические задачи в области разработки, создания и испытаний, а также сопровождения эксплуатации, ремонта и продления ресурса ЛА, при этом научный авторитет исследований Сибирского научно-исследовательского института авиации признан всеми самолётостроительными фирмами России, а также зарубежными партнёрами.

Институт располагает современной научной, экспериментальной и технологическими базами для обеспечения проведения научно-исследовательских опытно-конструкторских и договорных работ по направлениям деятельности института. Численность сотрудников института составляет - 559 человек, из них специалистов с высшим образованием - 396, кандидатов технических наук - 19, докторов технических наук - 6 человек. В расчетной практике и при проведении экспериментальных исследований широко используются методы численного и физического моделирования: компьютерная техника (общее количество компьютеров более 400), программные расчетные и проектные комплексы как разработанные специалистами института, так и зарубежные. Большая часть экспериментального и стендового оборудования включена в Реестр объектов уникальной стендовой, испытательной базы организаций авиационной промышленности.

Основной особенностью и преимуществом института является наличие подразделений, выполняющих работы в области аэродинамики и динамики полёта, прочности и ресурса авиационных конструкций, проектирования образцов авиационной техники, производства единичных экземпляров воздушных судов и лётных испытаний различных типов летательных аппаратов. В течение последних 20 лет специалисты института выполняют работы по продлению ресурса эксплуатирующейся авиационной техники авиации РОСТО в объёме около 200 единиц ежегодно, экспертизы по оценке лётной годности и лётным испытаниям единичных экземпляров воздушных судов авиации общего назначения в количестве 30 единиц ежегодно. Выполнение научно-исследовательских работ по лётным испытаниям модернизированных воздушных судов составляет 1500 лётных часов ежегодно. В течение последних 10 лет в институте разработаны, оборудованы, испытаны и внедрены в производство 10 летающих лабораторий на базе серийных воздушных судов.

В современных условиях основными приоритетными направлениями деятельности ФГУП «СибНИА им. С.А. Чаплыгина» являются:

‒ обеспечение отечественной авиационной промышленности опережающим научно-техническим заделом, в том числе результатами прикладных научно-технологических исследований для разработки перспективных образцов авиационной и ракетно-космической техники, а также отработки инновационных технологий и ускорения процесса их внедрения в серийное производство;

‒ формирование единой промышленно-технологической платформы по разработке, производству и испытаниям перспективных образцов авиационной техники гражданского и военного назначения, интенсификации внедрения в серийное производство достижений авиационной науки;

‒ создание и развитие промышленных критических и базовых технологий, обеспечивающих проектирование и производство перспективных изделий авиационной техники (гражданского и военного назначения), а также изделий смежных отраслей промышленности, соответствующих мировому уровню 2020-2025 гг.;

‒ формирование новых научно-технических направлений прикладных исследований и разработки авиационной техники, в том числе процессов реинжиниринга и модификации существующих образцов серийных воздушных судов;

‒ консолидация российского и зарубежного опыта и трансфера инновационных технологий, обеспечивающих расширение научно-производственной деятельности предприятия, а также системную интеграцию в интересах разработки конкурентоспособной авиационной техники;

‒ совершенствование нормативно-правового и нормативно-технического регулирования в области исследований, разработки и производства авиационной техники гражданского, военного и специального назначения;

‒ разработка и реализация учебных планов и образовательных программ для подготовки и переподготовки профильных специалистов инженерного, научного состава, профессиональных рабочих и управленческих кадров, привлечение и закрепление на предприятии перспективных молодых специалистов и ученых.

ФГУП «СибНИА им. С.А. Чаплыгина» позиционирует себя как:

- Ведущая научная организация в создании опережающего научно-технического и конструкторско-технологического задела для отечественного авиастроения, формирующая образ будущей авиации.

- Ведущая организация отрасли в области прикладных научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ, наземных и летных испытаний образцов военной и гражданской авиационной техники.

- Один из ключевых центров компетенции в области исследований авиатранспортных систем, проектировании, разработки и летных испытаний авиационных технологий «малой авиации».

- Научно-технологический инновационный центр компетенций в области проектных исследований перспективных воздушных судов и производства полного цикла (от исходных данных, компонентов и виртуальных экспериментов до демонстраторов технологий в условиях эксплуатации и конкретных изделий), обеспечивающего уровень готовности технологий для передачи в серийное производство.

- Ведущая научная организация по ключевым направлениям исследований, развития производства и разработок в области перспективных полимерных композиционных материалов, технологий их переработки и внедрения в авиационной технике.

Институт, являясь надёжным партнёром, поддерживает тесные связи с авиационными заводами, с ОКБ отрасли, НИИ авиационно-космического профиля, в том числе Сибири и Дальнего Востока, с институтами Российской академии наук, авиационно-космическими исследовательскими центрами зарубежных стран, в первую очередь — восточного соседа нашей страны — Китая.

Предыдущий опыт, наличие уникального оборудования, первоклассные научные кадры — всё это позволяет утверждать, что любая проблема авиационной науки может быть решена коллективом СибНИА.